Июльское падение рубля, сделавшее российскую валюту худшей среди аналогов на развивающихся рынках, принесло сотни миллиардов рублей курсовой прибыли российскому правительству, которое держит резервы в долларах, евро и британских фунтах.

За июль объем Фонда национального благосостояния увеличился на 820 млрд рублей, или 11,4%, отчитался в среду Минфин.

Словно котлован, ФНБ стал больше, несмотря на то, что Минфин изымал из него деньги: 125,6 млрд рублей было потрачено на финансирования дефицита бюджета, 13,6 млрд рублей – выделено «Автодору» на строительство ЦКАД, 6,5 млрд получили РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба.

Увеличение фонда обеспечили рост стоимости акций Сбербанка, в которые вложена шестая часть ФНБ, и скачок курсов валют.

Сбербанк за июль подорожал на 9%, что принесло Минфину 324 млрд рублей на переоценке, но основную прибыль – 587 млрд – обеспечил падающий рубль.

Две трети фонда хранится на валютных счетах в ЦБ: это 53,234 млрд долларов, 45,848 млрд евро и 8,888 млрд фунтов.

По итогам месяца американская валюта подорожала к рублю на 4,4%, европейская – на 9,5%, а британская – на 10,25%. Это увеличило размер «валютной подушки» правительства до 8,706 трлн рублей в пересчете по курсу.

Бюджету выгодно, когда рубль падает, особенно в кризис, когда бюджет дефицитен, констатирует завотделом рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.

За первый квартал девальвация принесла Минфину 2,45 трлн рублей прибыли на переоценке вложений в инвалюту; по итогам полугодия эта сумма уменьшилась до 1,58 трлн рублей, поскольку рубль укреплялся в апреле-июне.

«И все равно это немалая сумма, если учесть, что все доходы федерального бюджета за два квартала – 9,1 трлн рублей», – отмечает Миркин.

С начала года девальвация увеличила размер ФНБ на 2,1 триллиона рублей. На эту «прибыль» уже приходится 16% размера фонда, который на 1 августа достиг 12,958 трлн рублей, или 11,7% ВВП. В реальности, впрочем, треть этих денег уже потрачена.

2,486 трлн рублей вложены в контрольный пакет акций Сбербанка, 580,7 млрд рублей выделены на поддержку ВЭБа (в виде депозитов под льготную ставку), 138,4 млрд рублей – на помощь ВТБ и Газпромбанку, 3 млрд долларов сгинуло в еврооблигациях Украины, купленных за два месяца до бегства из страны Виктора Януковича. Наконец, 245,3 млрд рублей и 4,1 млрд долларов освоены в рамках «самоокупаемых инвестиционных проектов».