Минэкономразвития оценило, как российская экономика будет восстанавливаться от коронавирусного кризиса в 2020-2023 годах. Спад экономики будет не критическим — всего 5%, но восстановление — медленным, считают в министерстве. Но эксперты Bloomberg и BCG не разделяют такого оптимизма: по их мнению, экономика страны упадёт на 15-16% и восстановление будет тяжёлым. Какие ещё есть прогнозы и насколько они реалистичны — в обзоре «Секрета фирмы».

Обычно Минэкономразвития публиковало прогноз в начале апреля. Но 2020 год стал исключением из этого правила: документ появился только к 22 мая, и то с оговоркой, что влияние эпидемии на экономику предсказать практически невозможно.

Несмотря на всю непредсказуемость кризиса, прогноз Минэкономразвития во многом повторяет сценарий от Центробанка, представленный 24 апреля. По итогам второго квартала ЦБ РФ ожидал падение ВВП до –8%, а по итогам года — на 4-6%. Также Центробанк обещал первое с 1997 года отрицательное сальдо платёжного баланса (это говорит о проблемах с экспортом. — Прим. «Секрета»): –$35 млрд в 2020 и –$18 млрд в 2021 году.

В Минэкономразвития также считают, что самые тяжёлые времена ждут экономику России во втором квартале: она сократится сразу на 9,5%, но уже к концу года начнёт медленно восстанавливаться. За весь 2020 год экономика упадёт на 5%, а в 2021-м отскочит до +2,8% к ВВП. 

Прогноз учитывает эффект от трёх «пакетов антикризисных мер», но не национальный план восстановления экономики, который ещё не согласовали.

Bloomberg: ситуация в России будет хуже, чем в 90-х

19 мая Минфин России выпустил отчёт об исполнении федерального бюджета за апрель. Номинальный ВВП составил 6,3 трлн рублей (–28% к уровню апреля 2019 года). 

Основываясь именно на этих данных, аналитики Bloomberg спрогнозировали падение ВВП России на 16% во втором квартале. Как пишет агентство, это худший показатель с середины 1990-х годов.

Bloomberg в последнее время зачастил с паническими прогнозами, отмечает президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. «Они говорили о 30-процентном падении ВВП Китая в первом квартале против официальных данных в –6,8%. Но и прогнозы ЦБ выглядят достаточно оптимистично, поскольку потери российской экономики уже составляют 2,4 трлн рублей», — говорит он.

Эксперт отмечает, что меры поддержки россиян и бизнеса несопоставимы с западными и китайскими. «На каждого россиянина приходится по 16 360 рублей — немногим больше, чем те 12 130 рублей, которые президент обещал раздать на зарплаты в МСП из пострадавших отраслей. При этом российская экономика справляется хуже, чем китайская — там в "карантинный" квартал ВВП упал на 6,8%. Дела в России обстоят хуже и чем во Франции (–5,8% за первый квартал), в Испании (–5,2%)», — говорит он.

Аналитики BCG: судьба России зависит от того, будет ли вторая волна коронавируса

Вторая волна эпидемии коронавируса приведёт к экономическому спаду до 15%, прогнозируют эксперты консалтинговой компании BCG. При таком критическом сценарии бизнесу нужно готовиться к режиму работы в карантине следующие полтора года.

Ещё два возможных сценария от аналитиков BCG.

Оптимистичный: ВВП снизится на 4-6% из-за сокращения объёмов непродовольственного ретейла и временного закрытия компаний из сектора потребительских услуг.

Кризис ограничивается первой волной эпидемии, а бизнес быстро восстанавливается после того, как власти отменяют режим самоизоляции. Главное негативное последствие — рост безработицы из-за сокращений в малом и среднем бизнесе, в первую очередь в потребительском секторе, общепите и торговле.

«Экономические перспективы российской экономики выглядят туманными, а прогнозы напоминают скорее гадание на нефтяной гуще. Нынешний кризис ударил по частному сектору экономики сильнее, чем в 1998 году. Как результат — разрыв производственных цепочек, кризис неплатежей и разорение малых и средних предприятий», — объясняет Манкевич.

Ни нашим, ни вашим: спад экономики на 7-10%. Пока не появится вакцина, нужно быть готовым к тому, что правительство будет смягчать и ужесточать режим самоизоляции в зависимости от роста числа заболевших коронавирусом. 

Эксперты BCG считают этот сценарий самым вероятным. Главное негативное последствие — волна банкротств малого и среднего бизнеса, из-за чего упадёт спрос на коммерческую недвижимость и товары длительного пользования.

Виталий Манкевич объясняет, что рекордное падение доходов россиян больно ударило по бизнесу. «Услуги для людей и бизнеса, непродовольственные товары, легковые и грузовые автомобили, туризм, общественное питание, транспорт — неполный перечень тех, кто пострадал сильнее всего. В 2008-2009 году экономику залили деньгами, поэтому она быстро восстановилась. В 2014 году квазиденьги достались крупным банкам и компаниям — в итоге доходы россиян падали шесть лет подряд и все мы стали свидетелями затяжного экономического кризиса, который ещё не закончился», — говорит он.

Институт исследований и экспертизы «ВЭБ.РФ»: экономика упадёт на 18%

Самый негативный краткосрочный прогноз сформулировали эксперты Института исследований и экспертизы «ВЭБ.РФ». По их мнению, российская экономика во втором квартале может упасть на 18%, а реальные располагаемые доходы россиян — на 17,5%. 

Однако это будет нижняя точка спада — по итогам 2020 года сокращение ВВП составит всего 3,8%. Эксперты «ВЭБ.РФ» считают, что в 2021 году экономику ждёт быстрое V-образное восстановление: российский ВВП в следующем году вырастет на 4-4,8%.

Виталий Манкевич отмечает, что настолько позитивный сценарий маловероятен. «Даже в очевидно оптимистической модели российская экономика растёт медленнее среднемировой. России удастся вернуться на докризисный уровень намного позже, чем Западу и Китаю. Китай, вероятно, закончит год в плюсе с ростом ВВП на 1-2%, для России более вероятен сценарий в –10-12% по итогам второго квартала и –7-9% по итогам года», — говорит он. 

По мнению Виталия Манкевича, российская модель экономического развития исчерпала себя и из-за этого посткризисное восстановление может затянуться на три-четыре года. Эксперт отмечает, что, несмотря на все сложности, уже видны задатки для приватизации 2.0 и федерализма 2.0, которые теоретически смогут привести нас к новому «русскому экономическому чуду».