Суд признал неправомерным применение льготы по налогу на имущество в отношении здания торгово-административного комплекса с апартаментами и парковкой, имеющего высокий класс энергетической эффективности.

Положения пункта 21 статьи 381 НК РФ, на основании которого налогоплательщиком была применена льгота, предполагают освобождение от налогообложения, в том числе вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Суды первых двух инстанций, поддержавших позицию налогоплательщика, указали, что определение класса энергетической эффективности спорных зданий предусмотрено в силу норм Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон об энергосбережении), Постановления Правительства РФ от 16.08.2014 N 818, СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий".

Суд кассационной инстанции не согласился с данными выводами, указав следующее.

Законом об энергосбережении прямо предусмотрено: установление правил определения классов энергетической эффективности товаров (Минпромторгом России), многоквартирных домов (Минстроем России); требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (Минстроем России).

При этом Законом не ко всем энергоэффективным объектам предусмотрено установление классов их энергетической эффективности.

Так, статьей 10 Закона определение классов энергетической эффективности прямо предусмотрено для товаров, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, а статьей 12 Закона - для многоквартирного дома.

При этом в статье 11 Закона, в которой говорится о соответствии зданий, строений, сооружений, требованиям энергетической эффективности, прямо не предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Положения пункта 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18, позволяющие по решению застройщика или собственника установить класс энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, могут быть реализованы только после принятия решения об утверждении уполномоченным органом соответствующих правил определения классов энергетической эффективности, содержащих основные критерии (параметры) энергетической эффективности иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.

Применение по аналогии Приказа Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" не допустимо, поскольку использование базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, указанных в положениях данного приказа, для определения класса энергетической эффективности иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, является некорректным в связи с особенностями энергопотребления данных объектов.

Судами первых двух инстанций было указано, что установление классов энергетической эффективности зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы пункта 4.5 раздела 4 СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", введенных в действие с 1 октября 2003 года Постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 113.

Однако судом кассационной инстанции обращено внимание на то, что содержание понятия "класс энергетической эффективности", используемое в Законе об энергосбережении, не тождественно аналогичному термину в СНиП 23-02-2003. Положения данного СНиП в части определения класса энергетической эффективности не применимы в периоде действия Закона об энергосбережении, то есть с 27.11.2009.

Также судом отмечено, что компетентным органом по вопросам определения классов энергетической эффективности, чья позиция должна быть учтена при решении вопроса о правомерности применения льготы по п. 21 ст. 381 НК РФ, является Минэнерго России.

В письме Минэнерго России от 17.04.2017 N ИЛ-4031/04 указано, что установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, законом не предусмотрено.

Более того, судом обращено внимание на тот факт, что представленный энергетический паспорт на спорный объект составлен ввиду превышения объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для определения совокупных затрат на потребление тепловой энергии и электрической энергии организациями, а не на момент его ввода в эксплуатацию, что также имеет правовое значение для применения налоговой льготы.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 ноября 2017 г. N БС-4-21/24044@

О ПРИМЕНЕНИИ

НАЛОГОВОЙ ЛЬГОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ П. 21 СТ. 381

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информируем о том, что на официальном сайте арбитражного суда Московского округа в сети "Интернет" размещено постановление указанного суда от 15.11.2017 по делу N А41-90181/2016 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налоговой инспекции, касающегося применения положений пункта 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой льготе по налогу на имущество организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности.

Полагаем необходимым ознакомить с указанным судебным актом сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая мероприятия налогового контроля.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК