Письмо Минфина России (Министерство финансов РФ)
от 11 марта 2016 г. №03-05-06-02/13439
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросу о введении единой ставки земельного налога сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 N 177-О в соответствии со статьями 6 (часть 2), 8 (часть 2), 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации все налогоплательщики находятся в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для дифференциации в налоговой сфере. При этом законодательное регулирование, которое имеет целью обеспечить одинаковый объем правовых гарантий каждому налогоплательщику и вместе с тем позволяет учитывать юридически значимые и объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков, не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства. Принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.
Данная правовая позиция имеет общее значение для всех отраслей законодательного регулирования и применительно к сфере налоговых отношений означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для различных категорий физических и юридических лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налоговой базы.
В соответствии со статьей 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам.
На основании подпункта 3 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится установление, изменения и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, в соответствии со статьей 387 главы 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса.
Предельные налоговые ставки по земельному налогу определены в пункте 1 статьи 394 Кодекса. Предельные налоговые ставки применяются при исчислении земельного налога на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 394 Кодекса представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Одновременно отмечаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. N 2590-О положения Кодекса, позволяющие устанавливать дифференцированные, в том числе пониженные, ставки по земельному налогу в отношении отдельных земельных участков с учетом оснований, предусмотренных Кодексом, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
Учитывая изложенное, установление представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) конкретных налоговых ставок по земельному налогу в пределах, определенных пунктом 1 статьи 394 Кодекса, не вступает в противоречие с законодательством Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев