Минфином России разъяснен порядок представления уведомлений о контролируемых иностранных компаниях, если их прибыль за 2015 год учитывается у организации - контролирующего лица в 2016 году

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК) представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.

С учетом порядка определения даты получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании, предусмотренного пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ, сообщается, что в случае если российская организация на 31 декабря 2016 года признается контролирующим лицом КИК, то уведомление необходимо представить в срок до 20 марта 2017 года.

Вопрос: На основании пп. 3 п. 3.1 ст. 23, пп. 2 п. 1 ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики - налоговые резиденты РФ в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, уведомляют налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ положения гл. 3.4 НК РФ о контролируемых иностранных компаниях применяются налогоплательщиками, признаваемыми контролирующими лицами контролируемой иностранной компании, при определении налоговой базы в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2015 г.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

В соответствии с пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании (то есть датой, на которую в налоговой базе российской организации - контролирующего лица учитывается причитающаяся ей прибыль контролируемой иностранной компании) признается:

31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) местонахождения (регистрации) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), или

31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания финансового периода, - в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности.

Таким образом, первым налоговым периодом, в котором прибыль контролируемой иностранной компании будет учтена в налоговой базе российской организации - контролирующего лица, может являться 2016 г., а дата включения прибыли в налоговую базу контролирующего лица не может быть ранее 31.12.2016.

Нужно ли для целей расчета срока направления уведомления о контролируемых иностранных компаниях учитывать даты, содержащиеся в пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ, и представлять в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, прибыль которых за 2015 г. учитывается у контролирующего лица в 2016 г., не позднее 20 марта 2017 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 октября 2015 г. N 03-03-06/60105

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о сроке направления уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и сообщает.

Налогоплательщики в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязаны уведомлять налоговый орган по месту нахождения организации в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях в соответствии с положениями пункта 3 статьи 25.14 Кодекса представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.

У налогоплательщика - контролирующего лица датой получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании согласно подпункту 12 пункта 4 статьи 271 Кодекса признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) местонахождения (регистрации) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), а в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности - 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания финансового периода.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" положения главы 3.4 Кодекса применяются налогоплательщиками, признаваемыми контролирующими лицами контролируемой иностранной компании, при определении налоговой базы в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2015 году.

Таким образом, в случае если на 31 декабря 2016 года налогоплательщик - российская организация признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, то такой налогоплательщик обязан представить уведомление о контролируемой иностранной компании в срок до 20 марта 2017 года (срок подачи первого уведомления о контролируемой иностранной компании).

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ