Вопрос:

В настоящее время ОАО в бухгалтерском и налоговом учете применяет единый метод списания материально-производственных запасов по средней стоимости.

Пунктом 16 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" предусмотрено, что при отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

Пунктом 8 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

В процессе хозяйственной деятельности ОАО часть ТМЦ поступает в производство из усредненных складских запасов. При передаче в производство невозможно определить, из какой партии списывается ТМЦ. В этом случае метод списания по средней стоимости отражает реальное движение ТМЦ.

Другая часть запасов (материалы, используемые для ремонта, капитального строительства и пр.) передается в производство из первой поступившей партии, т.е. фактически по методу ФИФО.

С целью более достоверного отражения затрат ОАО планирует в налоговом учете привести в соответствие методы списания фактическому движению материальных потоков.

Просим разъяснить, вправе ли ОАО для целей налогового учета установить разные способы списания по разным группам (видам) материально-производственных запасов.

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 2013 года N 03-03-06/1/51819

[О порядке применения методов оценки материально-производственных запасов для целей налогового учета]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения методов оценки материально-производственных запасов для целей налогового учета и сообщает следующее.

На основании пункта 8 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Статьей 313 Кодекса установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

По мнению Департамента, применение для целей налогового учета в отношении различных групп товаров в зависимости от их характеристик, различных методов списания стоимости материально-производственных запасов, предусмотренных вышеуказанным пунктом 8 статьи 254 Кодекса, не противоречит положениям главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

В связи с этим, налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы их оценки, при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения.

Одновременно сообщаем, в настоящее письмо*, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Н.А.Комова