Если банк заключил с Банком России соглашение о предоставлении возможности получать в электронном виде решения налогового органа и передавать сведения об остатках на счетах, то инспекция не может направить этому банку решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или об отмене такого приостановления в бумажном виде. Исключением является случай, когда налоговый орган получает от ЦБ РФ уведомление о приостановлении банком обмена сообщениями в электронном виде.
Вопрос: Согласно п. 4 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций в банке/решение об отмене приостановления операций направляются налоговым органом в банк в электронной форме.
На основании п. 5 ст. 76 НК РФ банк обязан передавать налоговому органу в электронном виде информацию об остатках денежных средств на заблокированных счетах налогоплательщика-организации.
В силу п. 6 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Статьей 135.1 НК РФ установлена ответственность банка за непредставление банком справок о наличии счетов в банке к (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения.
В соответствии с п. 1.2 Положения Банка России от 29.12.2010 N 365-П (далее - Положение N 365-П) поручения и решения налогового органа, а также сведения об остатках получают и направляют, соответственно, в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице территориального учреждения Банка России) соглашения, содержащие условия о получении поручений и (или) решений налогового органа и (или) о направлении сведений об остатках.
Банк заключил с Банком России соглашение, содержащее условие об обязанности предоставления кредитной организации возможности получать в электронном виде сообщения, содержащие решения налогового органа, и приема от кредитной организации сообщений, содержащих сведения об остатках.
В банк поступило решение о приостановлении операций на бумажном носителе.
Подлежат ли исполнению решения налогового органа на бумажном носителе о приостановлении/отмене приостановления операций по счету?
Необходимо ли сообщать информацию об остатках денежных средств организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 76 НК РФ, на основании решения налогового органа, поступившего в банк на бумажном носителе, о приостановлении операций по счету?
Будет ли неисполнение решения о приостановлении/отмене приостановления операций по счету, поступившего в банк на бумажном носителе, а также несообщение банком об остатках денежных средств квалифицироваться как налоговое правонарушение?
Подлежат ли решения налогового органа о приостановлении/отмене приостановления операций по счету, полученные банком на бумажном носителе, возврату направившему их налоговому органу?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2013 г. N 03-02-07/1/7104
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении п. п. 4 и 5 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
В силу п. 4 ст. 76 Кодекса решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке направляются налоговым органом в банк только в электронной форме.
Порядок направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде утвержден Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П.
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что поручения и решения налогового органа, а также сведения об остатках получают и направляют, соответственно, в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице территориального учреждения Банка России) соглашение согласно указанному Положению, содержащее условия о получении поручений и (или) решений налогового органа и (или) о направлении сведений об остатках.
Вместе с тем согласно указанному Положению банки (филиалы банков) вправе прекратить (временно приостановить) обмен сообщениями в электронном виде.
Учитывая изложенное, полагаем, что в случае, если банком заключено вышеназванное соглашение с Банком России и действие его не приостановлено, то направление налоговым органом в банк решений, предусмотренных ст. 76 Кодекса, на бумажном носителе не допускается.
Если же в налоговый орган поступило уведомление Банка России (в лице его территориального учреждения) о приостановлении банком обмена сообщениями в электронном виде, то полагаем возможным в целях соблюдения сроков, установленных ст. 76 Кодекса, направление указанных решений в банк на бумажном носителе.
Согласно п. 6 ст. 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика влечет ответственность, предусмотренную ст. 134 Кодекса.
Пунктом 5 ст. 76 Кодекса прямо установлена обязанность банка сообщать в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены.
За несообщение банком налоговому органу об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 Кодекса, ст. 135.1 Кодекса установлена ответственность.
Кодексом не предусмотрен возврат банком налоговому органу решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, в том числе в случае получения банком таких решений на бумажном носителе.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН