Вопрос: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (далее - ФГБУ ВПО) производит забор воды на основании лицензии в пределах установленных лимитов потребления в год в целях водоснабжения населения - студентов и работников, отдыхающих в спортивно-оздоровительном лагере.

Налоговый орган считает, что ФГБУ ВПО не вправе применять ставку водного налога в размере 70 руб. за 1000 куб. м при добыче питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения спортивно-оздоровительного лагеря ФГБУ ВПО, так как лагерь является местом временного пребывания студентов и работников вуза и данные лица постоянно не проживают на территории лагеря.

Из положений ст. 333.12 НК РФ не следует, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда. Кроме того, положения ст. 333.12 НК РФ не ограничивают применение ставки водного налога в размере 70 руб. только водоснабжением жилищного фонда, а также не прописаны ограничения в отношении объема воды, забранной для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений и организаций (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 № ВАС-1534/09).

Глава 25.2 НК РФ не содержит прямого указания о применении налоговой ставки 70 руб. только при условии забора воды из водных объектов для снабжения населения по месту постоянного проживания.

Вправе ли ФГБУ ВПО применять ставку водного налога в размере 70 руб. за 1000 куб. м при добыче питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения спортивно-оздоровительного лагеря?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ставки водного налога в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды при добыче подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения спортивно-оздоровительного лагеря вуза и сообщает, что в соответствии с п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом от 23.03.2005 № 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций

Одновременно отмечаем следующее.

Согласно п. 1 ст. 333.8 гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2007 г. нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» специальное и (или) особое водопользование (использование объектов с применением сооружений, технических средств и устройств) осуществляется исключительно на основании лицензии, которая в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать в том числе сведения о водном объекте, водопотребителях, способах и целях использования водного объекта с указанием его пространственных границ, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям и лимитах водопользования.

1. Согласно п. 3 ст. 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды, забранной из водного объекта.

2. Принимая во внимание, что в Кодексе не содержится определение понятия «водоснабжение населения», необходимо учитывать, что на основании ст. 11 Кодекса институты, понятия и термину гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они попользуются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно толкованию Словаря русского языка С.И. Ожегова и Большого Энциклопедического словаря понятие «население» означает совокупность людей, проживающих на территории мира, континента, страны или ее части, отдельного региона и населенного пункта. При этом термин «проживать» означает жить, пребывать, то есть быть где-то постоянно, всегда.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ для проживания граждан предназначены жилые помещения, представляющие собой изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания.

На основании положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства (проживания) понимается жилое или иное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, например, в качестве собственника, по договору найма, договору аренды.

Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, Другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Учитывая изложенное, полагаем, что под термином «водоснабжение населения» следует понимать водоснабжение жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке.

3. Применение ставки водного налога в размере 70 руб. при заборе воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд учреждений, предприятий и организаций в целях водоснабжения населения - студентов, отдыхающих в спортивно-оздоровительном лагере, по мнению Департамента, неправомерно.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Врио директора
Департамента налоговой
и Таможенно-тарифной политики 

Р.А. Саакян