Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2021 г. N ПА-2-24/264@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращения, сообщает следующее.

Информационное взаимодействие с организациями в рамках исполнения ими обязанностей, установленных статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" осуществляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через операторов электронного документооборота (далее - ОЭД).

В настоящее время передача бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - отчетность) по ТКС регламентируется Порядком представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - Порядок), утвержденным приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@.

Согласно пункту 3 Порядка обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются экономическим субъектом в налоговый орган по ТКС через ОЭД, обеспечивающего обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и экономическим субъектом.

В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка представление отчетности и аудиторское заключение о ней допускается при обязательном использовании сертифицированных средств электронной подписи (далее - КЭП), позволяющих идентифицировать владельца КЭП и установить отсутствие искажения информации, содержащейся в отчетности, а также сертифицированных средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ), совместимых с СКЗИ, используемыми в налоговом органе.

Удостоверяющие центры, осуществляющие функции по созданию и выдаче КЭП, как и ОЭД, оказывающие услуги налогоплательщику, в том числе по предоставлению клиентского программного обеспечения собственной разработки, сертифицированных СКЗИ и осуществляющие передачу отчетности по ТКС от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы, реализуют свою деятельность на коммерческой основе и определяют стоимость оказываемых налогоплательщикам услуг самостоятельно. ФНС России не имеет отношения к ценовой политике, устанавливаемой ОЭД и удостоверяющими центрами.

Вместе с тем, налогоплательщикам (за исключением указанных в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) категорий, а также уполномоченных представителей налогоплательщиков) предоставлена возможность представления налоговой и бухгалтерской отчетности с электронной подписью через Интернет-сайт ФНС России согласно приказу ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@ "О проведении пилотного проекта по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет", как еще один способ представления отчетности в электронной форме, в настоящее время напрямую не регламентированный положениями Кодекса, решение о применении которого налогоплательщик принимает самостоятельно.

При этом налогоплательщик самостоятельно устанавливает программные средства для подготовки налоговой отчетности, бесплатно размещаемые на Интернет-сайте ФНС России, и средства, необходимые для представления отчетности в электронном форме, которые он должен также приобрести самостоятельно, то есть КЭП и СКЗИ.

Вместе с тем сообщаю, что c 1 января 2022 года на ФНС России возлагается функции по бесплатному выпуску квалифицированной электронной подписи для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Выполнение ФНС России указанных функций предусматривается в соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 17.2 и статьей 17.3 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ).

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса

А.С. Петрушин