ФНС России сообщила, какие документы могут запрашиваться для контроля валютных операций с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов.

С 27 октября 2019 года вступили в силу изменения в Закон о валютном регулировании и валютном контроле, предусматривающие:

  • возможность использования во внешнеторговой деятельности при осуществлении валютных операций с нерезидентами такой формы расчетов, как переводные (трансферабельные) аккредитивы;
  • признание исполненным требования о репатриации денежных средств за вычетом сумм удержанной банковской комиссии при их перечислении на счета резидентов в уполномоченных банках.

Одновременно установлено, в каком случае резидентом, являющимся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, считается исполненной обязанность по репатриации денежных средств.

С учетом данного обстоятельства сообщается, что в целях осуществления валютного контроля запрашиваются следующие документы:

  • счета-фактуры и переводные векселя;
  • договоры, заключаемые между резидентами и связанные с исполнением внешнеторговых договоров (контрактов), при осуществлении расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива;
  • документы, определяющие условия такого переводного (трансферабельного) аккредитива, включая извещение банка, открывшего переводной (трансферабельный) аккредитив, поручение резидента на перевод аккредитива в пользу второго резидента - получателя средств, извещение уполномоченного банка (исполняющий банк), о переводе аккредитива в пользу второго получателя средств.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 11 марта 2020 г. N ВД-4-17/4267@

О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 16.10.2019 N 341-ФЗ

Федеральная налоговая служба сообщает, что 27.10.2019 вступил в силу Федеральный закон от 16.10.2019 N 341-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов" (далее - Закон N 341-ФЗ), подготовленный в целях обеспечения возможности использования резидентами при осуществлении валютных операций с нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности такой формы расчетов, как переводные (трансферабельные) аккредитивы, а также признания исполненным резидентами в полном объеме требования о репатриации денежных средств за вычетом сумм банковской комиссии, удержанной иностранными банками - корреспондентами при перечислении денежных средств на счета резидентов в уполномоченных банках.

Понятие переводного (трансферабельного) аккредитива и правила его использования в гражданском обороте установлены положениями статьи 870.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Положениями Закона N 341-ФЗ статья 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) дополнена новыми частями 6 и 7, согласно которым резиденты признаются исполнившими обязанность, предусмотренную указанной статьей Закона N 173-ФЗ, в случаях (соответственно):

  • обеспечения в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) или договорами о предоставлении нерезиденту денежных средств в виде займа, получения на свои банковские счета денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями таких договоров (контрактов), или возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам по не исполненным ими внешнеторговым договорам (контрактам), в каждом случае за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств;
  • обеспечения резидентом, являющимся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенных с нерезидентами экспортных внешнеторговых договоров (контрактов), получения в сроки, предусмотренные такими договорами (контрактами), в соответствии с условиями переводных (трансферабельных) аккредитивов от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств - резидента (вторых получателей средств - резидентов), которому (которым) должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств (вторыми получателями средств).

С учетом указанных изменений содержащийся в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ перечень документов, которые агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать для целей осуществления валютного контроля, дополнен следующими документами:

  • счета-фактуры и переводные векселя (пункт 9);
  • договоры, заключаемые между резидентами и связанные с заключением и исполнением внешнеторговых договоров (контрактов) о передаче нерезидентам товаров, выполнении для них работ, об оказании им услуг, о передаче им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, при осуществлении расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива; документы, определяющие условия такого переводного (трансферабельного) аккредитива, включая извещение банка, открывшего переводной (трансферабельный) аккредитив, содержащее условия переводного (трансферабельного) аккредитива, поручение получателя средств - резидента на перевод аккредитива в пользу второго получателя средств - резидента (вторых получателей средств - резидентов), которому (которым) должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств (вторыми получателями средств), извещение уполномоченного банка, который является уполномоченным на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), о переводе аккредитива в пользу второго получателя средств - резидента (вторых получателей средств - резидентов) (новый пункт 22).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник

Российской Федерации

1 класса

Д.В.ВОЛЬВАЧ