ФНС России пояснила, как исключить одновременное действие двух банковских гарантий при повторном направлении гарантии в связи с устранением технической ошибки.
В случае исполнения налогоплательщиком обязательств, обеспеченных банковской гарантией, налоговые органы уведомляют банки (гаранты) об освобождении от обязательств по выданным гарантиям путем направления письменного заявления.
ФНС России сообщает, что, в случае если произошла техническая ошибка, при повторном направлении в электронном виде банковской гарантии отказаться от своих прав, обеспеченных такой банковской гарантией, при ее фактическом отсутствии налоговый орган неправомочен.
Разъяснено, что при непринятии налоговым органом банковской гарантии, в том числе ввиду наличия технических ошибок, налогоплательщику направляется уведомление об отказе в приеме, свидетельствующее о том, что документ не загружен, не зарегистрирован как входящий и считается непредставленным.
Таким образом, по мнению ФНС России, отношения банка и клиента по выданным гарантиям могут быть урегулированы представлением налогоплательщиком-клиентом в банк уведомления об отказе в приеме электронного документа, полученного от налогового органа.
Вопрос: О представлении в налоговый орган банковской гарантии в виде электронного документа для целей НДС и акцизов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 января 2020 г. N ЕД-4-15/556@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо от 05.11.2019 о представлении заключения по обращению АО по вопросам, связанным с возможностью представления налогоплательщиками в налоговый орган банковской гарантии в виде электронного документа в целях реализации норм статей 176.1, 184, 203.1, 204 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@, а не Письмо.
Письмо ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ выпущено в рамках действующих норм Кодекса и не предполагает передачу банковской гарантии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, в налоговый орган от банка-гаранта.
На основании действующих норм налогового законодательства (пункт 12 статьи 176.1, пункты 2, 5 статьи 184, пункт 9 статьи 203.1, пункты 12.1, 20 статьи 204 Кодекса) налоговые органы уведомляют банки (гаранты) об освобождении от обязательств по выданным в форме электронного документа банковским гарантиям в общеустановленном налоговым законодательством порядке путем направления письменного заявления об освобождении от обязательств по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (Приложение N 51, формат направления не установлен), при условии отсутствия выявленных нарушений налогового законодательства.
Кроме того, в случаях, установленных пунктом 20 статьи 176.1, пунктом 17 статьи 203.1 Кодекса (при исполнении налогоплательщиком налоговых обязательств) налоговые органы направляют письменное уведомление об освобождении от обязательств по выданным в форме электронного документа банковским гарантиям в произвольной форме.
При непринятии налоговым органом банковской гарантии в форме электронного документа ввиду наличия ошибок, в том числе технических, налогоплательщику направляется уведомление об отказе в приеме (формат которого утвержден приказом ФНС России от 27.08.2014 N ММВ-7-6/443@ "Об утверждении рекомендуемых форматов документов, используемых при организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при представлении налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи"), формируемое налоговым органом, с указанием причин отказа, направляется непосредственно налогоплательщику при приеме документа и свидетельствует о том, что документ не загружен, не зарегистрирован как входящий в налоговом органе и не считается представленным.
Соответственно, отказаться от своих прав, обеспеченных такой банковской гарантией, при ее фактическом отсутствии налоговый орган неправомочен.
В данной ситуации, по мнению ФНС России, в целях исключения одновременного действия двух гарантий, обеспечивающих одни и те же обязательства налогоплательщика - клиента банка (при повторном направлении банковской гарантии в электронной форме с устранением ошибки), отношения банка и клиента могут быть урегулированы представлением налогоплательщиком-клиентом в банк уведомления об отказе в приеме электронного документа, полученного от налогового органа.
На основании полученного уведомления об отказе в приеме документа в электронной форме банк может скорректировать обязательства клиента.
Кроме того, сообщаем, что в настоящее время со стороны ФНС России также подготавливаются предложения по изменению положений налогового законодательства, связанные с возможностью приема налоговыми органами банковских гарантий в виде электронного документа от банков (гарантов) в целях реализации норм статей 176.1, 184, 203.1, 204 Кодекса, и по дальнейшему расширению электронного документооборота между налогоплательщиками, налоговыми органами и кредитными организациями (доработка и перевод части используемых форм документов в электронную форму).
При этом рассматривается вопрос приведения в соответствие обязанности налоговых органов по направлению заявления об освобождении от обязательств по выданной гарантии в банк (гарант) с терминологией, применяемой в редакции статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации, и переименования направляемого налоговым органом вышеуказанного заявления в "Отказ бенефициара от своих прав по банковской гарантии".
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ