Итак, приведем пару источников, раскрывающих содержание данного термина:
- консульская легализация иностранных официальных документов — это процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания (ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 05.07.2010 №154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»);
- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления (ст. 3 Федерального закона РФ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Из приведенных источников следует, что легализация деятельности — это узаконение, придание юридической силы, разрешение какой-либо деятельности.
Как осуществить легализацию деятельности?
Ответ на этот вопрос настолько обширен, что для его ответа требуется не один десяток страниц текста. Поэтому в качестве ответа на поставленный вопрос обозначим направление, куда нужно двигаться, то есть, так сказать, исходную точку такого движения. Повторяю и еще раз обращаю внимание, что информация, приведенная в настоящей статье, не охватывает всех действий, которые нужно предпринять для легализации деятельности.
Самозанятые граждане, как и любые другие граждане России, должны осуществлять деятельность на основе закона, платить налоги и т. д. Если для осуществления деятельности нужно пройти процедуру государственной регистрации, выполнить другие, установленные законом действия и формальности, то все это должно быть выполнено. В противном случае, самозанятые граждане несут риски быть привлеченными к ответственности за различные нарушения законодательства России.
Исходя из положений п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это общее правило, но есть и исключение. В п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ также говорится о том, что граждане имеют право осуществлять некоторые виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя регламентирована Федеральным законом РФ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если самозанятый гражданин не подпадает под обязательную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, то на него не распространяется действие указанного Закона №129-ФЗ.
Постановка на учет в налоговых органах индивидуальных предпринимателей, а также лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимамтеля, регламентирована в ст. 83, 84 Налогового кодекса РФ.
Говоря в общем виде:
- индивидуальные предприниматели ставятся на учет налоговыми органами по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, ставятся на учет налоговыми органами по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории России) без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, легализация самозанятыми гражданами своей деятельности в соответствии с законодательством России позволит избежать рисков привлечения их к ответственности за нарушения законов.
Автор: А.А. Рудаков - юрисконсульт компании М-СТАЙЛ.