Предыдущие статьи посвящены дисконтированию, обесценению и справедливой стоимости. Теперь разберёмся с правом пользования.
Продолжая процесс реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО, заложенный Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283, Минфин разработал и утвердил своим Приказом от 16.10.18 № 208н ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды». Основой ФСБУ 25/2018 стал МСФО (IFRS) 16 «Аренда» (введён в действие на территории РФ приказом Минфина от 11.07.16 № 111н.). Обязательным к применению этот стандарт станет с отчётности за 2022 год. А пока можно присмотреться к правилам учёта аренды, возможно, даже начать применять его раньше этого срока (пункт 48 ФСБУ 25/2018).
Особенности применения нового стандарта Минфин представил в документе от 25.01.19 № ИС-учёт-15. При соблюдении определённых условий, перечисленных в п. 5 стандарта, объекты учёта классифицируются как объекты учёта аренды. Вот эти условия:
— установлен срок аренды;
— чётко определён предмет аренды, при этом арендодатель не может заменить этот предмет только по своему желанию;
— все экономические выгоды от использования объекта достанутся арендатору;
— арендатор сам решает, как использовать предмет аренды.
Раздел II стандарта регламентирует учёт у арендатора. Это и есть предмет нашего рассмотрения – право пользования: как сформировать.
Итак, арендатор должен признать право пользования активом и обязательство по аренде, признание должно произойти на дату предоставления предмета аренды (п.10 ФСБУ 25/2018).
Правда, есть варианты, когда такое признание может не состояться (п. 11-12 ФСБУ 25/2018):
— срок аренды – менее 12 месяцев;
— предмет аренды стоит меньше 300 тыс. руб., используется самостоятельно (нет связи с другими активами);
— сам арендатор имеет право вести учёт упрощёнными способами;
— предмет аренды не будет выкупаться у арендодателя;
— предмет не будут сдавать в субаренду.
При соблюдении указанных условий в учёте у арендатора будет отражена операционная аренда: обычные текущие расходы и никаких прав.
В иных случаях – аренда становится неоперационной со всеми вытекающими сложностями:
1) определить право пользования;
2) рассчитать обязательства по аренде;
3) со временем погашать стоимость права пользования (через амортизацию);
4) возможно, переоценивать право пользования (если предмет аренды относится к основным средствам, учитываемым по переоценённой стоимости);
5) изменять фактическую стоимость права пользования в случае изменения параметров договора аренды (условий договора, срока аренды, величины арендных платежей).
Алгоритм действий арендатора
1. Получить предмет аренды: договор, акт приёма-передачи от арендодателя.
2. Рассчитать право пользования активом (Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт 76, 60, 70, 69 и проч.).
3. Отразить право пользования активом как отдельный объект учёта на счёте 01 «Основные средства» (Дт 01 Кт 08) (подтверждающий документ нужно разработать самостоятельно, возможно, на основе формы ОС-1).
4. По общим правилам начислять амортизацию права пользования активом: Дт 20, 23, 25, 26 и пр. Кт 02. Обратите внимание, в стандарте не уточняется момент начала амортизации: с даты начала аренды или с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учёту. Но п. 10 ФСБУ 25/2018 требует от арендатора применять одинаковые правила учёта для объекта аренды и для схожих по характеру использования собственных основных средств. Так что пока можно руководствоваться п. 21 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и начинать амортизировать право пользования с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия к учёту.
Что включить в право пользования (п. 13 ФСБУ 25/2018)
— первоначальную оценку задолженности перед арендодателем (приведённая стоимость будущих арендных платежей на дату получения предмета аренды (п. 10, 14 ФСБУ 25/2018, п. 3 Информационного сообщения Минфина от 25.01.19 № ИС-учёт-15);
— авансы по договору (без НДС), уплаченные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;
— затраты арендатора, связанные с приобретением предмета аренды и доведением до состояния, пригодного к использованию (доставка, дооборудование и проч.);
— оценочное обязательство по демонтажу, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния (если возникают такие обязанности).
Пример расчёта прав пользования активом
Арендатор получил автомобиль 01.01.2021 г., срок аренды 5 лет. Арендный платёж вносится ежегодно в сумме 650 тыс. руб., величина арендных платежей составит 3 250 тыс. руб. Амортизация будет начисляться линейным способом. Затраты на дооборудование автомобиля – 100 тыс. руб.
Рассчитаем величину права пользования активом.
Вначале определим ставку дисконтирования. Согласно стандартам ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» и МСФО (IFRS) 16 «Аренда» при формировании стоимости инвестиции в аренду и обязательства по аренде ставку дисконтирования принимают равной ту, что указана в договоре аренды (если она легко определяется). Либо ту, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заёмные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды (п.14, 15, 33 ФСБУ 25/2018). Предположим, арендатор имеет возможность получить кредит в банке на 5 лет по ставке 12 % годовых – эту ставку и примем для расчётов.
Право пользования = 650 / (1+0,12) + 650 / (1+0,12)2 + 650 / (1+0,12)3 + 650 / (1+0,12)4 + 650 / (1+0,12)5 = 2 343,13 тыс. руб. + 100 тыс. руб. = 2 443,13 тыс. руб.
Дт 08 Кт 76 – 2 343,13,
Дт 08 Кт 60 – 100,
Дт 01 Кт 08 – 2 443,13.
Далее начисляется амортизация в сумме 488,63 тыс. руб. в год. Через 5 лет право пользования будет погашено.
Обратите внимание, обязательство по аренде составит 2 343,13 тыс. руб.
Подписывайтесь на статьи оператора электронной отчётности Такском, чтобы всегда быть в курсе изменений в учёте и налогообложении.
А всех, кто хочет узнать больше обо всех секретах бухгалтерского учёта и особенностях налогообложения, компания Такском приглашает на вебинары с гуру бухгалтерского сообщества и экспертами ФНС РФ. В фокусе обсуждения — горячие вопросы бухучёта и налогообложения, обзор последних поправок в законодательстве 👉 следите за актуальным графиком мероприятий.
Комментарии читателей
Все хорошо на одном объекте и одном контрагента))) А если их под 100-200 объектов в месяц. И 76 счёт как закроется и каким способом будет закрываться разница между дисконтированной стоимостью и суммой реальных арендных платежей...... В вашем примере 2443 и 3250 тыр. Не проще сделать по сумме реальных арендных платежей...... Ваше дисконтирование реально вообще ничего никому не даёт кроме лишнего головокружения.. Приходуя по дисконтированной стоимости ппа мы вводим пользователей в заблуждение о реальных, не дисконтированных долгосрочных обязательствах и реальной стоимости активов...если на то пошло...