Основные изменения в налоговое законодательство 2026 года внес Федеральный закон от 28.11.2025 N 425-ФЗ «О внесении изменений …». Поправки затронули страховые взносы, НДС, специальные налоговые режимы и пр. Несмотря на обильное комментирование положений указанного нормативного акта, есть несколько моментов, на которые незаслуженно мало обращалось внимание. Начнем со страховых взносов.
Страховые взносы с 2026 года
Льготы по взносам откорректировали практически всем МСП. Например, IT-компаниям увеличили процент 15% с полуторакратного МРОТ до достижения предельной базы и 7.6% свыше нее.
Тем, кто не вошел в «приоритетные отрасли» согласно Распоряжению Правительства РФ от 27.12.2025 N 4125-р, а это вся торговля и часть услуг, с начала года нужно платить полный тариф 30%. Обрадовали только обрабатывающие производства, радиоэлектронную промышленность и общепит, им оставили старые условия.
Отдельно хочу отметить тот факт, что страховые взносы из расчета МРОТ теперь нужно платить всем организациям за руководителей, которым либо ничего не начисляют совсем, например, если деятельность не ведется, либо платят, но ежемесячные суммы ниже федерального МРОТ (<Письмо> ФНС России от 22.12.2025 N БС-4-11/11507@). Не начислять взносы можно только если руководитель проходит военную службу по призыву, по мобилизации или по контракту (<Письмо> ФНС России от 29.12.2025 N БС-4-11/11758@). А если человек числится в нескольких компаниях с подходящими под норму условиями, то страховые взносы нужно начислять по всем таким компаниям.
Изменения по НДФЛ
В отличие от страховых взносов основные новшества по налогу на доходы физлиц прошли 2025 годом. Поскольку у тех, кто работает в сложных климатических условиях, оказалось две шкалы обложения НДФЛ: основная налоговая база — по 5 ставкам (13/22), районные коэффициенты и надбавки по 2 ставкам (13/15), ФНС в своем Письме ФНС России от 28.01.2025 N БС-4-11/739@ указала, что выплаты по среднему заработку содержат в себе обе шкалы и их нужно разделять. Механизм деления ведомством предложен не был, а потом с разъяснениями выступили Минфин и Минтруд и январское Письмо ведомство отозвало. Но вопрос остался и его разрешили с помощью внесения в п.6.2 ст.210 НК РФ в ред. Федерального закона 425-ФЗ нового абзаца с 01 января 2026 года. Выплаты по среднему заработку у тех, кто работает в неблагоприятных условиях, делить все-таки нужно. Но формулы разделения баз НК не содержит, т. о. ее нужно утверждать в учетной политике каждого налогового агента. ФНС уже даже код таким выплатам рекомендовала в Письме ФНС России от 26.12.2025 N БС-4-11/11726@ для отражения в Справках и доходах Расчета 6-НДФЛ.
Еще одно новшество касается тех, кто имел статус иноагента хотя бы один день в налоговом периоде. Для них НДФЛ теперь составляет 30% (п.6 ст.224 НК РФ в ред. Федерального закона 425-ФЗ) и льготы, установленные отдельными пунктами ст. 217, ст.219.1, ст.219.2 НК РФ им не положены.
Изменения по налогу на добавленную стоимость с 2026 года
Основную ставку 20% с текущего года подняли на 2% (п.3 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона 425-ФЗ). В 2018 году была похожая ситуация, когда мы переходили со ставки 18% на 20%. Именно поэтому ФНС в своем Письме ФНС России от 29.12.2025 N СД-4-3/11802@ давать подробные разъяснения
- по переходящим отгрузкам в счет авансов 2025 года,
- возвратам товара в 2026 году по реализации 2025 года,
- корректировочным счетам-фактурам по отгрузкам 2025 года
не стала, а отправила всех читать Письмо ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@, где все эти ситуации подробно разбирались.
Самым резонансным новшеством стало снижение порога для уплаты НДС у плательщиков, применяющих УСН: 20 млн. в этом году, 15 млн. в 2027 и 10 млн. в 2028 году и дальше. При этом пороговые значения права освобождения от уплаты НДС на коэффициент-дефлятор корректировать нельзя, а суммарный оборот для применения льготных ставок 5%, 7% и утраты права на применение УСН — можно (п.9 <Письмо> ФНС России от 30.12.2025 N СД-4-3/11836@ «О направлении Методических рекомендаций по НДС для УСН 2026»).
Т.о. ставку 5% в 2026 году могут применять упрощенцы с оборотами от 20 млн. до 272.5 млн. руб. (250 млн*1.090), ставку 7% — до 490,5 млн. руб. (450 млн.* 1.090). Для тех, кто впервые перешел на льготные ставки, можно от них отказаться в течение 4-х последовательных кварталов, начиная с квартала применения льготной ставки.
Завершить мне хотелось бы вопросами налогового администрирования. В частности, сделкой со взаимозависимым лицом теперь считается и сделка, при которой оба участника из России, но хотя бы один из контрагентов зарегистрирован в какой-либо экономической зоне со ставкой налога на прибыль ниже либо равной 15% (пп.3 п.1 ст.105.14 НК РФ в ред. Федерального закона 425-ФЗ). Причем суммарный оборот с одним контрагентом по таким сделкам составляет всего 120 млн. руб. (п.3 ст.105.14 НК РФ). В такие лимиты даже упрощенец уложится.
И разъяснения Минфина, касающиеся учета ошибок в текущем периоде, которые он давал для налога на прибыль в прошедшем году, с 01 января 2026 года внесли в п.1 ст.54 НК РФ в ред. Федерального закона 425-ФЗ. Тем, кто про эти разъяснения не знал, скажу, если ставка налога повышается исправлять ошибки текущим периодом нельзя, только через уточнение предыдущих деклараций. Т.е. по прибыли получается, что в 2026 году ошибки 2025 года текущим периодом корректировать можно, ставка же не менялась. А какие налоги нельзя корректировать? Например, туристический налог, если регион использует дифференцированные ставки. В 2025 году было Письмо Минфина России от 28.01.2025 N 03-05-04-06/6985, в котором разрешалось вносить корректировки текущим периодом, если была переплата налога. В этом году так можно делать только если ставка налога не менялась.
Об эксперте: Ольга Гнетова — аттестованный член НП «ППБА», практикующий бухгалтер со стажем более 20 лет, преподаватель и эксперт Информационного центра «КАДИС».
_11zon.jpg)