Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 февраля 2019 г. № 03-03-06/3/7605
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с обращением по вопросу налогового учета "подарочных сертификатов" сообщает следующее.
Полномочия Минфина России по предоставлению письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах определены в пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Позиция о статусе писем Минфина России изложена в письме Министерства от № 03-02-07/2-138 от 07.08.2007. Письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Не являясь нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации и являются адресными ответами на вопросы организаций-налогоплательщиков в связи с осуществлением ими определенного вида деятельности и не распространяются на неограниченный круг лиц.
На основании статьи 11 HК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В этой связи полагаем, что поскольку понятие "подарочный сертификат (карта)" законодательством в настоящее время не определено, то в целях налогообложения следует исходить из экономической и юридической природы отношений, возникающих в связи с использованием подарочного сертификата (карты), а также из сложившейся судебной позиции по данному вопросу.
Так, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 по делу № 305-КГ14-1498 указывается, что принимая во внимание специфику отношений, связанных с обращением подарочных карт, Судебная коллегия полагает, что денежные средства, полученные обществом при реализации таких карт, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться физическими лицами в будущем. Обмен подарочной карты (сертификата) на товары признается реализацией товара, в этой связи суммы оплаты карт, полученные организацией (продавцом) от покупателей - юридических лиц в счет предстоящей поставки товаров физическим лицам, учитываются в доходах от реализации для целей налогообложения прибыли на дату непосредственной реализации товаров.
По условиям договоров установлен конкретный срок действия подарочных карт, по окончании срока использования карты, обязательства общества перед держателями таких подарочных карт прекращаются.
Следовательно, в случае, когда в течение установленного в подарочной карте срока она не была предъявлена физическим лицом обществу в целях получения соответствующего товара, сумма предварительной оплаты, полученная продавцом, для целей налогообложения прибыли является безвозмездно полученным имуществом и учитывается в целях налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ.
Вышеуказанная позиция Верховного Суда Российской Федерации не противоречит позиции, изложенной в перечисленных в запросе письмах Минфина России.
Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов