ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 21.07.2015 № 03-03-06/1/41682
Вопрос: Просим дать ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении порядка налогообложения выплаты участникам Общества с ограниченной ответственностью при распределении имущества ликвидируемого Общества.
Участниками Общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество) являются две иностранные организации, а именно:
- Акционерная компания с ограниченной ответственностью (Сингапур), зарегистрированная регистратором компаний и фирм Сингапура 16.09.82, одна доля в уставном капитале Общества в размере 1000 (одна тысяча) рублей, что составляет 10% уставного капитала Общества;
- Организация с ограниченной ответственностью зоны беспошлинной торговли (Объединенные Арабские Эмираты), зарегистрированная регистратором управления зоны беспошлинной торговли аэропорта Дубай 06.06.2007, одна доля в уставном капитале Общества в размере 9000 (девять тысяч) рублей, что составляет 90% Уставного капитала Общества.Решение о ликвидации Общества было принято участниками 20 мая 2015 года.
В соответствии с п.8 ст.63 Гражданского кодекса РФ, "Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица...".
При ликвидации Общества, после удовлетворения требований всех кредиторов, у Общества останутся денежные средства, которые, согласно п.8 ст.63 ГК РФ будут распределены между его участниками, при этом, участники Общества (указанные выше иностранные организации), получат денежные средства, сумма которых превысит сумму взноса этого иностранного участника в капитал Общества.
В соответствии со ст.43 НК РФ выплата при ликвидации организации участнику этой организации в денежной форме, в сумме, превышающей размер взноса этого участника в уставный капитал Общества, может быть квалифицирована в качестве дивидендов.
В письме Минфина от 05.06.2015 № 03-03-10/32629, указано, что "поскольку распределение имущества организации при ее ликвидации между акционерами (участниками) производится после удовлетворения требований всех кредиторов, то есть оплаты всех обязательств, включая обязательства по налогам и сборам, такие выплаты фактически направлены на распределение чистой прибыли этой организации и удовлетворяют определению дивидендов, установленному пунктом 1 статьи 43 НК РФ".
Однако в письме ФНС России от 13 апреля 2009 года № 3-2-06/39 по данному вопросу высказана противоположная точка зрения, а именно, что распределение имущества ликвидируемого общества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, нельзя рассматривать как распределение прибыли общества, что согласно установленному ст.43 НК РФ определению дивидендов не позволяет в целях налогообложения рассматривать получаемое участниками ликвидируемого общества имущество (в том числе деньги) в режиме дивидендов. Таким образом, по мнению ФНС, выплата, полученная иностранным участником при выходе из ООО, не удовлетворяет критериям, указанным в п.1 ст.43 НК РФ, и. соответственно, не признается дивидендом. Данная позиция также изложена в письмах Минфина от 07.05.2009 № 03-03-06/1/307. Письмо Минфина от 14 апреля 2009 года № 03-03-06/1/239. Аналогичный вывод содержится и в письме УФНС России по г.Москве от 03.07.2008 № 20-12/063191@).
С учетом вышеизложенного, получается, что имеется неясность законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ) и нужно руководствоваться разъяснениями, содержащимися в письме Минфина от 05.06.2015 № 03-03-10/32629.
Просим разъяснить, признается ли выплата участнику, в части, превышающей сумму взноса этого участника в уставный капитал Общества дивидендами и каковы налоговые ставки и порядок налогообложения налогом на прибыль выплачиваемых участникам Общества указанных выше денежных средств? Можно ли признать данные выплаты дивидендами в соответствии с понятием, данным в статье 43 Налогового кодекса РФ?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 43 НК РФ дивидендами не признаются выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ) определено, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.
При ликвидации акционерного общества оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 208-ФЗ распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующем порядке:в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 Федерального закона;во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.
Поскольку распределение имущества организации при ее ликвидации между акционерами (участниками) производится после удовлетворения требований всех кредиторов, то есть оплаты всех обязательств, включая обязательства по налогам и сборам, такие выплаты фактически направлены на распределение чистой прибыли этой организации и удовлетворяют определению дивидендов, установленному пунктом 1 статьи 43 НК РФ.
Следовательно, если стоимость имущества, полученного акционерами (участниками) при распределении имущества ликвидируемого общества, превышает их взнос в уставный капитал ликвидируемой организации, то такое превышение признается дивидендами.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента
А.С.Кизимов