ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 февраля 2014 года № СА-4-7/3442

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос о разъяснении порядка подписания банковской гарантии уполномоченными лицами, сообщает следующее.

В силу банковской гарантии на основании пункта 2 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога, и соответствующих пеней в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по представленному налоговым органом в письменной форме или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требованию об уплате этой суммы.

Согласно пункту 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Главный бухгалтер юридического лица не является органом юридического лица, следовательно, отсутствие подписи главного бухгалтера на документах, составленных юридическим лицом, не свидетельствует об отсутствии воли юридического лица на совершение соответствующей сделки.

Данные выводы подтверждены постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 №14 "Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий", в пункте 4 которого указано, что отсутствие подписи главного бухгалтера юридического лица, выдавшего банковскую гарантию, не является основанием для признания гарантии недействительной.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» также не содержит положений о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства.

Учитывая изложенное, если имеется подпись руководителя юридического лица (уполномоченного им лица), выдавшего банковскую гарантию, отсутствие или наличие подписи главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) само по себе не является основанием для признания банковской гарантии недействительной.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.А. Аракелов