Направлено Письмо Генпрокуратуры России от 26.11.2012 N 36-21-2012, в котором рассмотрены вопросы о статусе должностного лица инспекции в рамках уголовного процесса и праве обжалования решений об отказе в возбуждении уголовного дела.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 декабря 2012 г. N АС-4-2/21223

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА ГЕНПРОКУРАТУРЫ

Федеральная налоговая служба направляет для учета в работе письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.11.2012 N 36-21-2012 по вопросам разъяснения статуса должностного лица налогового органа в уголовном процессе и праве обжалования налоговыми органами решений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящие письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

С.Н.АНДРЮЩЕНКО

 

Приложение

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 ноября 2012 г. N 36-21-2012

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено обращение по вопросам разъяснения статуса должностного лица налогового органа в уголовном процессе и праве обжалования решений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Полагаем, что при разрешении данного вопроса следует исходить из следующего.

Несмотря на законодательное закрепление исключительного права налоговых органов признавать факт несоблюдения налогового законодательства и направлять в следственные органы соответствующие материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, каких-либо особенностей при проведении проверки и принятия процессуального решения по таким материалам уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено.

При этом материалы о налоговом правонарушении, по нашему мнению, представляют разновидность заявления о преступлении, так как согласно УПК РФ они являются самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела. Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 145 УПК РФ в обязательном порядке налоговые органы должны быть уведомлены о принятом решении, а также о праве и порядке обжалования данного решения.

Необходимо отметить, что данное положение получило закрепление и в ч. 15.1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой следственные органы обязаны направлять уведомление о результатах рассмотрения материалов о налоговых правонарушениях в налоговые органы.

Следует иметь в виду и то, что УПК РФ наделяет правом обжалования действий (бездействий) и решений органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда (ч. 1 ст. 123 УПК РФ), не только участников уголовного судопроизводства, но и иных лиц - в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Поскольку Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются специальным и, как отмечено выше, единственным органом, защищающим публичные интересы государства, связанные с осуществлением полномочий по контролю за исполнением налогового законодательства, то процессуальные действия и решения, принимаемые по их заявлениям затрагивают представляемые ими интересы.

Именно с этим связано то, что уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо изъятий из установленного порядка обжалования действий и решений должностных лиц.

Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 123 УПК РФ должностные лица налоговых органов вправе обжаловать действия и процессуальные решения органов предварительного следствия, в том числе и об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного по результатам рассмотрения направленных ими материалов.

Заместитель

Генерального прокурора

Российской Федерации

В.Я.ГРИНЬ