Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Бенефициар в благотворительном фонде.

Ирина  ce36  
25.06.2021, 14:05
Коллеги, добрый день. Нужна Ваша помощь. Мы проверяем благотворительный фонд. НКО не обязаны применять ПБУ11. Если фонд в пояснительной укажет следующую информацию, то мы не должны модифицировать аудиторскоое заключение. Заранее очень благодарны!
Текст пояснительной:
В силу специфики правового статуса некоммерческой организации, установить долю, обеспечивающую возможность контролировать действия организации, невозможно. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в своих Рекомендациях (которые являются общепризнанными международными стандартами по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) прямо указывает, что у благотворительных организаций не может быть бенефициарного владельца».

По состоянию на 31 декабря 2020 г согласно нормам Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" основной бенефициарный владелец Фонда не определяется (отсутствует).
Elensag  
25.06.2021, 16:13
Ирина, В законе  115 ФЗ, есть формулировка, что для целей этого закона исполнительный орган несет эту функцию
Ирина  ce36  
25.06.2021, 17:30
Elensag,спасибо
ACACO  
25.06.2021, 18:29
Elensag
Ирина, В законе  115 ФЗ, есть формулировка, что для целей этого закона исполнительный орган несет эту функцию
Спасибо, стало ясно откуда ноги растут по требованию  признать ЕИО НКО бенефициарным владельцем, например, в анкетах для банков. респект!
Андрей  cc19  
25.06.2021, 19:29
НКО не обязана раскрывать свои связанные стороны (п.1 ПБУ 11). Поэтому не виду даже необходимости в ПЗ писать предложенный текст. Аудитор в своих РД отмечает, что требования по раскрытию СС не касаются данного аудируемого лица.

То, что аудитор должен установить бенефициаров тоже верно. В РД опять же отметил сей момент и хорошо.
Александра  1b87  
26.06.2021, 14:50
добрый день!
Наши клиенты НКО - раскрывают в составе информации об учетной политике список ПБУ, которые они не применяют, в том числе и ПБУ 11/2008.
Не вижу дальше необходимости/требований, что еще писать по этому поводу.
avatar 27.06.2021, 13:59
Андрей
НКО не обязана раскрывать свои связанные стороны (п.1 ПБУ 11).
Зато НКО обязана раскрывать аффилированных лиц (п.29 ПБУ 4/99)

Что касается признания бенефициаром руководителя НКО, то это вот откуда:

в соответствии с абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии в случае, если в результате принятия предусмотренных Законом о противодействии мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента. Данная позиция находит свое развитие в письме Банка России от 28.01.2014 N 14-Т "Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев".

Решайте сами, что проще - доказывать, что бенефициара нет совсем, или считать, что в случае НКО это елдиноличный исполнительный орган, который и так будет раскрываться по двум оснеованиям сразу - и как аффилированное лицо (п.29 ПБУ 4/99) и как руководитель (п.31 ПБУ 4/99).
Исправлений: 1; последнее - в 27.06.2021, 14:05.
avatar 27.06.2021, 14:02
Что касается ПОРЯДКА раскрытия, то, действительно, ПБУ 11/2008 не применяется НКО в обязательном порядке, но Минфин РЕКОМЕНДУЕТ НКО его использовать (впрочем, рекомендация не есть обязательный к применению нормативно-правовой акт).

ПЗ - 1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций»

39. Исходя из приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н и ПБУ 4/99, некоммерческая организация в  пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств должна раскрывать следующие дополнительные данные: о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств (включая арендованные), финансовых вложений, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов, о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей, о событиях после отчетной даты, о прекращенных операциях, о связанных сторонах, о государственной помощи.

При этом исходя из ПБУ 1/2008,  некоммерческой организацией  для раскрытия информации о событиях после отчетной даты, о прекращенных операциях, о связанных сторонах, о государственной помощи могут применяться соответственно ПБУ 7/98, Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 16/02, «Информация по прекращаемой деятельности», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2002 г.  № 66н,  Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 11/2008, «Информация о связанных сторонах», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2008 г. № 48н,  ПБУ 13/2000.


https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=104054-pz_-_12015_ob_osobennostyakh_formirovaniya_bukhgalterskoi_finansovoi_otchetnosti_nekommercheskikh_organizatsii
Ирина  ce36  
28.06.2021, 09:30
Григорий,спасибо огромное за ответы, как всегда с подробным обоснованием. По своим причинам (нам они непонятны), руководитель НКО-благотворительного фонда  категорически не хочет писать в ПЗ, что он бенефициар. СРО может у нас установить замечание при ВККР (делают ли они такое по факту?) , если НКО необязательные рекомендации Минфина применять не будет, а просто напишет, что БУУ 11 не применяется? Смущает еще требование 115-фз о необходимомти раскрывать в отчетности бенефициара, это  отдельное требование, отдельного закона и с ПБУ 11 не связано. И получится, что НКО нарушит это требование 115-фз , если не нарушит ПБУ11.
Алла  a1e5  
28.06.2021, 09:47
Ирина, я конечно не Грэг, но поделюсь своим опытом.
Ваши НКО заявили бенефициаров при подаче сведений в Банк иначе им бы операции по счету приостановили. Пусть Вам раскроют то же самое...
Возможно руководитель не хочет о себе более подробную
Информацию раскрывать? Достаточно имени и фамилии.
И ещё нормативка

Банк России в Методических рекомендациях по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц (утверждены 27.06.2017 № 12-МР), в случае непредставления клиентом - юридическим лицом сведений о своём бенефициарном владельце не допускать признания бенефициарным владельцем клиента его единоличного исполнительного органа в «автоматическом» порядке, то есть без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений. На практике не исключены случаи, когда ЕИО может быть обоснованно признан бенефициарным владельцем юридического лица, если будет установлено, что ЕИО соответствует критериям, определённым ст. 3 ФЗ о противодействии легализации.
Ирина  ce36  
28.06.2021, 10:06
Алла,спасибо!
avatar 30.06.2021, 14:25
Ирина
Смущает еще требование 115-фз о необходимомти раскрывать в отчетности бенефициара
Но там женаписано "в соответствии с требованиями законодательства", а не вообще во всех без искоючения случаях в любой отчетности.

115-ФЗ, си.6.1
7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.


далее смотрим законодательство, а это только подзаконные акты - ПБУ 4/99 (для всех) и ПБУ 11/2008 (для коммерческих).


<Письмо> Росфинмониторинга от 29.07.2019 N 01-04-05/17015 "О рассмотрении обращения"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПИСЬМО
от 29 июля 2019 г. N 01-04-05/17015

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по финансовому мониторингу рассмотрела обращение относительно разъяснений применения статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ в целях названной статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
При этом под обоснованными и доступными мерами следует понимать порядок действий, разработанный организацией самостоятельно, направленный на выявление и установление необходимых сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.
В свою очередь, пунктами 4 и 5 статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ установлено право юридических лиц запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев, а также корреспондирующая этому праву обязанность учредителей или участников юридического лица или иным образом контролирующие его, представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев.
В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений. Документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.
Одновременно обращаем внимание, что ЕГРЮЛ не содержит информацию о бенефициарном владельце юридического лица. В целях исполнения статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ юридическое лицо обязано самостоятельно выявлять и располагать информацией о своем бенефициарном владельце.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Так, юридическое лицо раскрывает данные о бенефициарных владельцах в годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 27 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность по организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету и финансовых результатах организации должны раскрывать данные о юридических и физических лицах, которые способны оказывать влияние на деятельность организации (связанных сторонах), составляющей бухгалтерскую отчетность. Порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций установлен Положением по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденным приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
Так, перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности, организация должна установить самостоятельно на основе положений ПБУ 11/2008 исходя из содержания отношений между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной с учетом требования приоритета содержания перед формой (пункт 9 ПБУ 11/2008). При установлении указанного перечня следует иметь в виду понятие бенефициарного владельца, установленное Федеральным законом N 115-ФЗ. При раскрытии информации о бенефициарных владельцах указываются сведения, позволяющие однозначно идентифицировать последних. Такие разъяснения даны в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год, содержащихся в Приложении к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01.
Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга) или налоговых органов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Указанная ответственность закреплена в статье 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если остались вопросы о порядке раскрытия организацией информации о бенефициарном владельце в отчетности, считаем целесообразным за дополнительными разъяснениями обратиться в Минфин России.

Начальник Юридического управления
Г.Ю.НЕГЛЯД
Internal  
04.07.2021, 23:33
Коллеги, пришлите ссылку на Пояснения благотворительного фонда с раскрытым бенефициаром, пожалуйста. Хочется поухмыляться на досуге. 
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.