1 января 2022 года вступают в силу изменения в закон об электронной подписи, меняющие правила её получения и использования. Изменений много, но внедряться они будут постепенно.
Полностью все обновлённые положения закона 63-ФЗ «Об электронной подписи» вступят в силу 1 января 2023 года. До этого нас ждёт переходный этап, когда будут действовать новые и частично старые нормы получения и использования электронной.
Чтобы не путаться, кому и куда идти за новой подписью, мы подготовили сводную таблицу и ответы на часто задаваемые вопросы.
Где получать электронную подпись компаниям и ИП?
С 1 января 2022 года за новой электронной подписью вы можете обратиться только в следующие организации:
✅ ФНС и её доверенные лица – для ИП и руководителей юрлиц.
✅ Банк России – для руководителей кредитных организаций.
✅ Федеральное казначейство – для руководителей бюджетных организаций.
✅ Коммерческий удостоверяющий центр (УЦ) – для ваших сотрудников и для граждан (физических лиц).
Каким сертификатом подписывает документ сотрудник организации?
В течение 2022 года сотрудники используют электронную подпись с реквизитами юридического лица, как раньше. Но с 1 января 2023 года становится обязательным использование машиночитаемой доверенности* в сочетании с электронной подписью физического лица. Однако для сдачи отчётности в налоговую уже внедрены доверенности по формату ФНС.
Как выдать сотруднику машиночитаемую доверенность?
Пока никак. Форматы доверенности и классификатор полномочий находятся в разработке и ожидаются к 1 марта 2022 года. После публикации форматов и до 1 января 2023 года вам нужно будет успеть переключить сотрудников на новый формат работы с электронной подписью.
Куда обратиться сотруднику для получения электронной подписи?
С 2022 года сотрудники обращаются в коммерческие УЦ, аккредитованные по новым правилам.
Есть два варианта оформления ЭП и работы с ней сотрудниками в 2022 году.
*️⃣ Вариант 1.
Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат юридического лица, представляя доверенность от работодателя в бумажном виде. В таком сертификате указывается не только ФИО и ИНН сотрудника, но и реквизиты организации-работодателя (юрлица).
Для работы с такой ЭП сотрудник представляет в систему, с которой он работает, например, на электронную торговую площадку, подтверждающий его полномочия документ – скан-копию доверенности от работодателя.
Использование данного варианта допустимо до конца 2022 года.
*️⃣ Вариант 2.
Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат физического лица, представляя только свой паспорт. То есть, такая ЭП является его личной.
Для работы с такой ЭП сотрудник получает у работодателя электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), заверенную ЭП руководителя организации.
МЧД позволит сотруднику использовать личную ЭП в работе по вверенному ему направлению, например, сдавать отчётность в ФНС, ФСС Росстат, участвовать в ЭДО с контрагентами и т. д.
А что с самозанятыми?
Порядок получения электронной подписи для самозанятого нисколько не отличается от порядка для физического лица – обращайтесь в коммерческие УЦ.
------------------------------
✅ Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.
Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.