Министерство финансов Российской Федерации опубликовало предложения об изменении определения налогового резидентства в России для физических лиц с текущих 183 дней пребывания в России в течение одного календарного года на альтернативные 90 дней и/или в центр жизненных интересов.

Это может существенно изменить налоговые последствия для физических лиц, проводящих в России менее 183 дней в году, но имеющих тесные деловые связи или интересы/имущество в России.

Стоит отметить, что после введения в действие законодательства о КИК многие российские граждане сократили свое присутствие в России до менее чем 183 дней, в частности, чтобы остаться за рамками российского законодательства о Контролируемых Иностранных Компаниях.

Если изменения будут приняты с вступлением в силу в 2020 году, это приведет к значительному увеличению числа состоятельных российских налоговых резидентов, на которые распространяется российское законодательство о КИК. В этом случае прибыль этих КИК будет обложена налогами в России уже за 2019 год, так как доходы физических лиц - резидентов включают прибыль КИК за предыдущий год независимо от того, было ли такое физическое лицо российским налоговым резидентом в предыдущем году или нет.

Кроме того, предлагаемый критерий налогового резидентства фактически включает два альтернативных критерия, то есть правило 90 дней и критерий центра жизненных интересов, которые могут привести к ситуациям, когда лицо, не проводящее ни одного дня в календарном году в России, тем не менее может стать российским налоговым резидентом.

Конечно же, российские соглашения об избежании двойного налогообложения предоставляют защиту от двойного налогообложения резидентам одновременно двух государств. Однако на основе Теста Основной Цели (Principle Purpose Test) в соответствии с MLI, который уже применяется к подавляющему большинству российских договоров об избежании двойного налогообложения в общем с 1 октября 2019 года, в отсутствие не налоговой мотивации проживания за рубежом такая защита может быть оспорена российскими налоговыми органами.

Стоит также отметить, что даже после получения защиты от двойного налогообложения в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения физические лица, подпадающие под определение налоговых резидентов в соответствии с внутренним российским законодательством, должны будут соблюдать российские требования о подаче налоговой отчетности, такие как подача налоговых деклараций о доходах по всему миру, документы подтверждающие сумму налога, уплаченную в зарубежных странах, а в некоторых случаях и предварительно уплачивать полную сумму налога, рассчитанного в соответствии с российским внутренним законодательством, с последующим запросом возврата части платежа на основании российских договоров об избежании двойного налогообложения.

На не связанных с Россией лиц, не имеющих жизненно важных интересов в Рос-сии, но проводящих в стране более 90 дней по деловым причинам, новое определение налогового резидентства может также иметь существенное влияние.

Поэтому целесообразно провести анализ текущей ситуации лиц, на которых могут повлиять эти изменения.