Инспекция исключает брошенные компании из ЕГРЮЛ. Привлечь руководителей таких компаний к субсидиарной ответственности было очень сложно. Но теперь появилась презумпция вины: руководители брошенных фирм будут «по умолчанию» платить по долгам фирмы личным имуществом

Почему бизнесмены бросают компании? 

Бросают проблемный бизнес. И, как правило, основная проблема — в долгах. Если долги небольшие и не позволяют подать на банкротство, то сначала нужно их погасить, а потом ликвидировать компанию. А если долгов много, нужно банкротиться. А это стоит немалых денег, нервов и времени. Да еще и всплыть что-то «неправильное» может. А если компанию просто бросить, налоговая сама её исключит из ЕГРЮЛ. Для этого достаточно двух оснований: в течение года компания не сдавала отчётность и не проводила никаких операций по расчётному счёту (п.1 ст. 21.1 Закона «Об ООО»).

Вот бизнесмены и выбирают такой, казалось бы, простой для себя способ закрыть проблемную фирму. Только вот такой способ теперь чреват неприятными последствиями.

Как было раньше, когда кредиторы пытались привлечь к субсидиарной ответственности лиц, контролировавших компанию, исключенную из ЕГРЮЛ?

Кредиторы часто пытаются привлечь директоров / учредителей (КДЛ) к субсидиарной ответственности. Это касается и руководителей брошенных компаний, которые налоговая исключила из ЕГРЮЛ. 

Но раньше сделать это было затруднительно. Кредиторы должны были доказать недобросовестность и неразумность действий КДЛ, которые повлекли за собой убытки кредиторов. 

Но сам по себе факт исключения из ЕГРЮЛ брошенной компании не означал, что её КДЛ виноваты в убытках кредиторов. Верховный суд неоднократно это подчёркивал. Например, в деле № 307-ЭС20-180 (Определение от 25 августа 2020 года). 

То есть действовала презумпция невиновности. Кредитор сам должен был доказать вину КДЛ, чтобы привлечь к субсидиарной ответственности. И доказать эту вину было практически невозможно. Ведь у кредитора не было доступа к нужным документам и информации. Поэтому и риски попасть под субсидиарку были минимальные. 

После 21 мая 2021 привлечение к субсидиарной ответственности КДЛ брошенных компаний стало гораздо реальнее

Началось все с того, что гражданка подала в суд на ООО “Установка +”. Компания получила от неё аванс, а окна не установила. Пока шли судебные тяжбы, налоговая  исключила компанию из ЕГРЮЛ, так как руководители её бросили. Тогда женщина попыталась привлечь их к субсидиарной ответственности. Она дошла до Верховного суда, но своего так и не добилась. Суды отказывали в требовании, так как гражданка, конечно, не могла доказать вину КДЛ. 

А вот Конституционный суд принял буквально революционное решение. Постановление КС от 21 мая 2021 года кардинальным образом изменило подход подход к привлечению КДЛ брошенных компаний. 

Новые правила привлечения к субсидиарной ответственности по Постановлению КС РФ от 21 мая 2021 года

Теперь для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности кредитор может предъявить в суд всего два документа:

  • основание возникновения убытков, вызванных тем, что брошенная компания не исполнила условия договора (например, доказательства оплаты, акты выполненных работ, квитанции,платежные поручения и т.д.);
  • выписку из ЕГРЮЛ, где будет видно, что компания была исключена из ЕГРЮЛ по причине своей «брошенности».

А вот затем уже КДЛ будет доказывать добросовестность и правомерность своих действий. То есть теперь — все наоборот: возникла презумпция вины. И если КДЛ не докажет, что невиновен, то его ждет субсидиарная ответственность. 

Если же КДЛ докажет, что действовал добросовестно, был осмотрителен, учитывал предпринимательские риски и принял все возможные меры для исполнения своих обязательств, к субсидиарке его не привлекут. 

И вот возникает вопрос: смогут ли директора/учредители, бросившие свои компании, доказать, что были добросовестны и приняли все меры для исполнения обязательств?

Выводы

Теперь директоров/учредителей компаний, исключенных из ЕГРЮЛ по п.1 ст.21.1 закона «Об ООО», стало намного проще привлекать к субсидиарной ответственности, чем раньше.

Если раньше в отношении КДЛ, бросивших компании, действовала презумпция невиновности, то теперь она сменилась презумпцией вины. КДЛ должен доказывать свою невиновность. А в случае с брошенными фирмами это почти невозможно. 

Для кредиторов эти изменения — положительные. Теперь у них есть реальные шансы привлечь к субсидиарке КДЛ, которые бросили свои компании. 

Руководителям стоит правильно «сворачивать» деятельность компании — через процедуру ликвидации или банкротство.