Как начать сотрудничество с самозанятыми, чтобы избежать претензий от налоговой? Собрали “дорожную карту” по работе с самозанятыми, чтобы компании могли использовать этот простой и удобный способ привлечения внештатников для своих проектов или разовых задач.

Бизнесу выгодно привлекать самозанятых — это факт

Компаниям нет необходимости создавать штатную единицу/команду ради одного проекта. Соответственно отпадает необходимость в организации рабочего места,  ведения кадрового делопроизводства, уплате налогов и социальных взносов. 

Все это: от создания себе рабочего графика и условий выполнения заказа до уплаты налога —  находится в зоне ответственности самозанятого. 

Преимущества сотрудничества с самозанятыми:

  • Не нужно брать в штат (особенно, если вы ИП и не можете нанимать сотрудников);
  • Не нужно отчислять налоги, страховые и пенсионные взносы;
  • Не нужно организовывать условия труда.
  • Не нужно заводить табель учета рабочего времени, рассчитывать зарплату, начислять отпуска и больничные; 
  • Плательщик НПД обходится минимум на 30% дешевле чем договор с физическим лицом без статуса НПД. 

К тому же самозанятые зачастую готовы приступить к выполнению работы\ заказа в ближайшее время после подписания договора. Таким образом компания может закрыть дефицит в исполнителе буквально в течение нескольких часов. 

В сервисе “Мои самозанятые” договор с внештатником можно оформить и подписать за 15 минут. 

Шаг 1: Проверить, является ли исполнитель самозанятым

Рекомендуем делать такую проверку как на старте сотрудничества, так и перед каждой выплатой внештатнику. 

Статус самозанятого можно узнать по ИНН в личном кабинете сервиса "Мои самозанятые" или на сайте ФНС.

При подписании договора самозанятый предоставляет заказчику справку о регистрации в качестве самозанятого в электронной или бумажной форме.

В сервисе “Мои самозанятые” регистрация и статус проверяется автоматически.

Шаг 2: Составить договор ГПХ с  самозанятым и проверить, что он не содержит отсылок к трудовому

Сотрудничество юрлиц-заказчиков и самозанятых всегда регулируется гражданско-правовым договором. В Письме ФНС России № ЕА-4-15/4674 от 15 апреля 2022 г. «О направлении информации по проведению налогового контроля по НПД» ведомство перечислило признаки трудовых отношений с самозанятыми.

Также для мониторинга  выявления подмены трудовых отношений ФНС разработала скоринговую систему. Ведомство анализирует периодичность и источники выплат, взаимосвязь самозанятых, их клиентов и бывших работодателей. И при совпадении нескольких признаков заносит организации в определенную группу риска.

Какие показатели отслеживаются  ФНС:

  1. Продолжительность работы — три и более месяцев подряд.
  2. Единственный источник дохода самозанятого.
  3. Признаки зарплаты — на основании чеков от самозанятого.
  4. Массовая постановка исполнителей на учет — отслеживаются признаки перевода работников на НПД.
  5. Массовые регистрации дохода. 
  6. Наличие групповых переходов — работников из подконтрольной организации в другую “свою же” в качестве самозанятых.
  7. Периодичность выплат — здесь доказать правомерные выплаты самозанятым поможет Акт.
  8. Прямые нарушения — например, запрета сотрудничество самозанятых и бывших (менее двух лет) работодателей.

Проверьте, что в вашем договоре нет признаков трудовых отношений. Сомневаетесь? Доверьте проверку экспертам нашего сервиса.

 Договор ГПХ с самозанятым:

  • Заключается для разовой, проектной работы или по отдельным заданиям.
  • В предмете договора указываются конкретные задачи, сведения и результат.
  • Ответственный за исполнение заказа сам исполнитель.
  • В договоре стоят даты начала и окончания работ, а результат фиксируется актом и чеком.
  • Оплата: за конечный результат, а не время и трудодни.
  • Самозанятый может оказывать услуги сразу нескольким заказчикам по своему выбору.
  • Расходы: внештатник самостоятельно несет расходы в связи с выполнением работ. Такие расходы включены в вознаграждение.

Трудовой договор:

  • Заключается для постоянной работы на длительный срок.
  • Итог  — выполнение трудовой функции.
  • Ответственный: работодатель обеспечивает внутренний распорядок и надлежащие условия труда.
  • Зарплата: регулярная в оговоренные даты.
  • Сотрудник имеет право на ежегодный отпуск.
  • Расходы в связи с выполнением работ несет работодатель.

 Важно: При поиске и начале работы с самозанятым убедитесь, что задачи, которые ему поручите, не входят в перечень трудовых функций вашего сотрудника.

 

Шаг 3: Организовать документооборот и получение закрывающих документов: акта выполненных работ\ оказанных услуг

Единственный обязательный закрывающий документ от самозанятого — это чек. Его достаточно, чтобы подтвердить расходы компании перед ФНС. Но рекомендуем все же прописать в договоре детали и условия Акта выполненных работ.

В акте нужно указать:

  • наименование и подробности выполненных услуг или работ;
  • объем этих работ;
  • размер вознаграждения;
  • примечания по согласованию сторон.

 

Акт подписывается в двух экземплярах. Оба обязательно хранятся у каждой из сторон. Акт подтверждает, что стороны согласились с качеством выполненных работ и может   пригодиться в случае, если поступят претензии одной из сторон или при проверке со стороны налоговой инспекции, чтобы доказать правомерность регулярных выплат самозанятому исполнителю.

Через сервис “Мои самозанятые” акт делается онлайн в два клика!

Шаг 4: Провести выплату и получить чек

Перед оплатой нужно снова проверить, сохранился ли статус самозанятого. Бывают случаи, особенно на длительных проектах, когда самозанятый может “слететь” со статуса. Например, превысив годовой лимит дохода в 2,4 миллиона рублей.

После выплаты самозанятый обязан выдать компании чек в бумажном или электронном виде. При безналичной оплате срок выдачи чека — до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была выплата.

Чек — единственный закрывающий документ для предприятия, подтверждающий расходы заказчика. (письмо от ФНС 22.12.2020 № ЗГ-3-20/8488@). 

Важно: самозанятый должен выдать вам чек по каждому факту оплаты, а не один по всем выплатам в целом.

Например, компания привлекала  курьера 3 раза за месяц и после выполнения каждой доставки сделала исполнителю выплату. Самозанятый в этом случае должен предоставить компании 3 чека, а не один общий по итогам месяца. 

Через сервис “Мои самозанятые” чек формируется автоматически при оплате!

ШАГ 5: Автоматизировать рутинные задачи, чтобы снизить трудозатраты бухгалтера и кадровика. И избежать “человеческого фактора”

Регистрируйтесь в сервисе “Мои самозанятые” и платите хоть за каждый заказ, проводите массовые выплаты.

ФИО *
Компания
Email *
Телефон *

Поля отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных владельцем блога "Мои самозанятые".

Делайте выплаты на карты или счета любых банков РФ круглосуточно без выходных.

Перед каждой выплатой мы проверим статус и лимит самозанятого и сформируем чеки. Удержим налоги в бюджет за самозанятых.

Если компания пользуется услугами десятков самозанятых, становится сложно вести и контролировать документооборот. И другие бизнес-процессы, связанные с таким сотрудничеством, начинают отнимать слишком много времени. 

В какой-то момент компания становится перед выбором: снизить эффективность от привлечения самозанятых или оптимизировать трудозатраты, делегировав рутину официальному сервису. 

Какие сложности по работе с самозанятыми решает наш сервис: 

Вести документооборот

Без сервиса: с каждым внештатником придется вручную заключать отдельный договор. 

“Мои самозанятые” позволяют подписывать договора массово по шаблону, автоматически подставляя нужные данные исполнителей. 

Проверять статус самозанятого

Без сервиса: нужно мониторить статус самозанятого перед каждой выплатой и перед сдачей отчетности в налоговую. 

В сервисе “Мои самозанятые” проверка статуса происходит автоматически. В случае утраты исполнителем права на НПД система тут же предупредит компанию.

Следить за чеками

Без сервиса: компания должна собирать и контролировать чеки: вовремя ли их прислал самозанятый, не аннулировал ли после. Если самозанятый допустил в чеке ошибку — это тоже проблема заказчика.

В “Моих самозанятых” компания получает чек моментально при выплате самозанятому. Все чеки сформированы автоматически, что исключает риск опечатки со стороны самозанятого в ИНН или других реквизитах.

Напоминать самозанятым об уплате налога

Без сервиса: заказчик вручную контролирует, уплатил ли внештатник налог на профессиональный доход. Хотя компания и не обязана это делать, многие предпочитают не рисковать попасть под “прицел” ФНС из-за того, что контрагенты не платят НПД.

Сервису “Мои самозанятые” самозанятые могут делегировать уплату НПД и тогда налог будет удержан и уплачен автоматически с каждой выплаты компании, подключенной к нашему сервису.

Реклама mysmz.ru