Многие бизнесы быстро закончились, потому что их собственники не видели разницы между чистой прибылью и дивидендами. И забирали всю чистую прибыль себе.

Что такое дивиденды

Дивиденды — это доход собственников. Он возникает при наличии чистой прибыли, но не равен чистой прибыли. Доходом собственника также может быть зарплата, если он работает в своем бизнесе на какой-то позиции. Тут всё довольно индивидуально, но обычно зарплата руководителя заметно меньше дивидендов собственника.

Для выплаты дивидендов законом установлены свои периоды — ежеквартально, ежегодно или раз в полгода. То есть по желанию владельца нельзя вытащить из бизнеса деньги на себя, и сказать что это дивиденды.

 

Что такое чистая прибыль

Чистая прибыль (или убыток) образуется после вычитания всех расходов по трём видам деятельности фирмы (операционной, финансовой, инвестиционной) из доходов (выручки).

Не забываем вычитать амортизацию, хотя фактически эта сумма расходом не является и всегда остаётся с нами на отдельном специально для неё предназначенном счёте.

Давайте представим себе это в виде сужающейся с каждым шагом воронки ↓

  1. Выручка
  2. Операционные расходы
  3. Операционная прибыль
  4. Налоги
  5. Чистая прибыль
  6. Чистые денежные потоки
  7. Фонды:
  • накопления
  • потребления

      8. Дивиденды

… и после просмотра этого списка ↑↑ часто спрашивают:

«А что ещё за фонды возникают после чистых денежных потоков? Зачем? Мы сразу их все и изымаем в виде дивидендов»

 

Хороший вопрос! Отвечаю:

Фонды — это отдельные целевые счета, на которых находятся денежные средства после оплаты всех-всех-всех расходов, и востребованные при наступлении какого-то события.

 

Например,

  • резервный фонд (фонд накопления)
  • фонд развития (инвестиций)
  • амортизация
  • фонд досрочного погашения кредитов
  • 💥💥💥 дивиденды

С фондами две проблемы:

1) нет источников для их формирования

2) когда решена проблема №1, то если для фонда нет цели, срока использования и суммы, то всегда есть соблазн его опустошить. Даже если есть цель, у собственника всегда найдется причина залезть в какой-нибудь свой фонд. Чаще всего от этого страдает фонд амортизации.

Резервный фонд

Это ваша подушка безопасности, которая спасает от сезонных колебаний, изменения курсов валют, и реализации других рисков и неприятных форс-мажоров. Без него вообще не рекомендую вести бизнес, ведь это выглядит точно как заявиться на ралли Париж-Дакар, и не прихватить с собой пару канистр бензина.

💬 Минимальный рекомендуемый лимит этого фонда — сумма постоянных расходов хотя бы за 2 месяца. Комфортный уровень — ежемесячные постоянные расходы × 4-5⚡️

Постоянные расходы, это то, за что вы платите независимо от того были у вас продажи, или нет: аренда, коммуналка, оклады.

Я бы добавил к ежемесячным постоянным расходам еще предполагаемые убытки в размере 10% от выручки в течение 4-5 месяцев, и таким образом определил бы необходимую сумму резервного фонда. И одновременно обнуление этого фонда сделал бы критерием выхода из бизнеса.

Фонд развития

Включает расходы на обновление оборудование, расширение производства, внедрение новых инструментов и технологий.

Амортизация

Незаменимая штука как минимум для всех транспортных компаний, поскольку за 5 лет убивается любой транспорт, и нужно покупать новый парк. А как это сделать, если стоимость парка в разы больше годовой прибыли? А ведь кроме обновления машин хочется еще и что-то заработать.

Вот тут и помогает амортизация. В общем случае она предполагает списание стоимости транспорта на расходы равномерными платежами в течение срока службы оборудования.

Например, логистическая компания приобрела 10 траков по 12 млн. рублей каждый, и рассчитывает что эти авто продержатся в эксплуатации 5 лет (60 мес.). И бухгалтерия будет все это время списывать на амортизацию (амортизировать) по 2 млн. рублей.

Кстати, амортизация ещё уменьшает налоги. Во-первых, налог на имущество – он платится с остаточной стоимости (за вычетом амортизации). Во-вторых, налог на прибыль, поскольку при расчете налога из доходов компании вычитают расходы, а амортизация – это расход с бухгалтерской точки зрения.

Если через 5 лет владелец компании захочет продолжить бизнес, ему надо будет откуда-то одномоментно достать 120 млн руб, чтобы возместить выбытие 10 траков и сохранить объемы грузоперевозок. Из оборота этого не сделать без ущерба для бизнеса. Но если владелец всё это время не просто начислял амортизацию, но и добросовестно пополнял амортизационный фонд по 2 млн ежемесячно, такого вопроса стоять не будет в принципе.

В целом список фондов, выделяемых из чистой прибыли никак не регламентирован, и вы можете устанавливать собственные резервы исходя из собственного представления об удобстве и необходимости. Можете организовать:

  • фонд будущих расходов — это когда, допустим, аренда и аванс сотрудникам выплачиваются 5 числа каждого месяца, а к этой дате у вас на руках только 20% от нужной суммы — вы просто не можете наторговать за 4 дня на необходимую сумму, часть расходов текущего месяца вам нужно покрывать из прибыли предыдущего.
  • фонд досрочного погашения кредитов и так далее, исходя из своей персональной ситуации.

 

Как формировать фонды без ущерба для бизнеса

Вопрос актуален в связи с тем, что на ваш расчетный счет поступает не чистая прибыль, а просто деньги. При этом часть из них ещё даже не признана выручкой, а чистая прибыль считается по выручке без НДС.

Другими словами: фонды формируются из чистой прибыли (я бы даже сказал - из чистых денежных потоков), а счета с фондами пополняются из денежного потока.

Тут поможет понимание рентабельности продаж по чистой прибыли.

Допустим, в среднем по году у вас она составляет 10%. Тогда довольно логично, если вы будете распределять по фондам счетам 10% от поступлений за период. Это не должно нарушить вашу операционную деятельность.

 

4 типа дивидендной политики для собственника

В целом можно выделить 4 типа дивидендной политики, которых придерживаются собственники исходя из своих целей и планов.