С чего начать? Какими инструментами воспользоваться? Подготовили для вас несколько полезных советов.

1. Оцените вашу команду.

Сколько в вашей команде человек? Если до 10 — можете смело оставаться в привычном директивном методе управления. Как правило, в небольших группах менеджер успешно справляется с несколькими ролями одновременно — он и руководитель, и аккаунт, и куратор, и на дуде игрец, если нужно.

Если же команда состоит из нескольких десятков сотрудников, то быть многозадачным и продуктивным становится сложнее — попросту не хватает ресурсов и внимания на все аспекты проекта. Есть риск превратиться в загнанную лошадь. Чтобы этого не произошло, на помощь приходит самоорганизация. Точнее, самоорганизующаяся команда.

Согласно одному из принципов Agile Манифеста, наилучшие требования, архитектурные и технические решения создаются самоорганизующимися командами.

Но готовы ли ваши коллеги к такому подходу? Самоорганизующаяся команда — это не новички и случайные люди, которых решили объединить вместе. Это сплоченная группа профессионалов, реализовавшая не один совместный проект. Каждый участник ответственно относится к своей работе, прислушивается к другим сотрудникам, самостоятельно принимает решения и привлекает к работе руководителя лишь на контрольных точках. Только в этом случае организация работы в команде приведет к успеху.

Если это ваш вариант, стоит задуматься о том, как оптимизировать взаимодействие команды на проекте.

2. Выберите способ коммуникации внутри команды.

Кажется, если мы говорим о самоорганизации в команде, то участники самостоятельно должны определить внутреннюю кухню проекта: как и где планировать задачи на день, к кому и по каким каналам обращаться с текущими вопросами и т.д. Но вы, как опытный руководитель, должны понимать риски. На первых порах могут возникнуть недопонимания в организации работы. Пока нет глубокой погруженности в проект, то и дело будут допускаться ошибки по невнимательности, пропускаться этапы. К концу проекта будет тяжело вспомнить, чем занимались в начале, и оценить точные трудозатраты каждого участника.

Поэтому часть рутины стоит перевести в цифровой вид. Например, использовать электронные Kanban-доски. Почему не физические (стикеры на доске)? Это работает, если вся команда находится в одном помещении. Но мы говорим о большом количестве участников, возможно, с удаленным подключением. Здесь стикеры не спасут.

Цифровизация планирования поможет:

  • быстро находить нужные документы, ответственных за задачи;
  • четко контролировать сроки исполнения каждой задачи и оценивать продуктивность сотрудников;
  • уменьшить количество ошибок — доступ к необходимой информации всегда открыт;
  • сократить время на подготовку отчетов — часть данных система собирает автоматически.

3. Будьте готовы к возражениям

Не все команды, даже самые зрелые и продвинутые, готовы к самоорганизации. Участники могут быть скептически настроены. Одно из типичных возражений: «Всё равно всё решает один человек». Действительно, нередко происходит так, что в команде появляется негласный лидер. И это большая удача для не очень опытных сотрудников. Он поможет быстрее адаптироваться и не тратить время на долгие сомнения. Однако вы, как профессиональный менеджер, должны постоянно напоминать, что крупные решения всё же принимаются сообща. Только в таком режиме возможно посмотреть на ситуацию с разных сторон и выявить наиболее эффективный путь развития.

Есть и противоположное возражение: «Никто не берет ответственность за задачи». Но эта ситуация больше характерна для совсем молодых и неопытных команд. Если вы уверены в зрелости своих сотрудников, то будьте спокойны — ни одна задача не зависнет в воздухе.

Помимо отработки этих сомнений, вы должны решить и для себя: готовы ли вы делегировать часть задач и решений своим коллегам? Можете ли вы ослабить хватку и позволить команде самоорганизоваться? От ваших ответов тоже многое зависит.