Новый режим поначалу был доступен только крупным налогоплательщикам. Представители среднего бизнеса смогли присоединиться к нему в 2021 году благодаря снижению суммовых критериев.
Сегодня подход удаленного взаимодействия с налоговой выбрали уже более 200 компаний из различных отраслей экономики. В планах ФНС перевести на новый режим 7 тыс. компаний к 2024 году.
10 плюсов в пользу перехода на налоговый мониторинг
- Подготовка к налоговой проверке в короткие сроки и с низкими затратами.
- В разы меньше дозапросов от ФНС.
- Упрощенный процесс проверок.
- Превентивные меры по снижению налоговых рисков благодаря системе внутреннего контроля компании.
- Быстрое урегулирование спорных позиций по налогообложению за счет получения мотивированного мнения.
- Планирование и прогнозирование налоговых рисков при заключении сделок.
- Отсутствие камеральных и выездных проверок.
- Минимизация штрафов и пени за счет оперативного обнаружения ошибок и недочетов.
- Возмещение НДС в ускоренном порядке.
- Лояльность со стороны государства и контрагентов.
Как проходит процедура налогового мониторинга
Есть три способа представления данных в налоговую: прямой доступ к учетной системе, при помощи витрины данных или операторов телекоммуникационной связи. С 2024 года ФНС планирует отказаться от операторов ТКС для налогового контроля. Поэтому тем, кто выбрал этот способ взаимодействия, предстоит интегрировать учетную систему или витрину данных с АИС «Налог-3».
Участникам налогового мониторинга уже сейчас можно присоединиться к пилотной группе по интеграции с единой информационной системой ФНС. Тестовый режим планируют завершить к октябрю этого года.
С налоговым мониторингом процедура выездных проверок уходит в прошлое, так как контроль проводится удаленно на территории инспекции. Проверяющий подключается к информационной системе организации и онлайн проверят декларации или учетные данные.
При возникновении спорных ситуаций или обнаружении ошибок налоговая отправляет в компанию свою позицию в виде мотивированного мнения. Если со стороны организации отсутствуют возражения, то она вносит исправления или представляет пояснения. В случае разногласий налогоплательщик направляет в ФНС опровержение в течение месяца. После рассмотрения возражений стороны выполняют взаимосогласительную процедуру, в результате которой позиция корректируется либо остается без изменений.
Налоговый мониторинг — помощник в цифровизации бизнеса
Чтобы вступить в новый режим, помимо суммовых критериев, следует оценить информационную систему на готовность к «вторжению» налоговой. При выборе способа обмена информацией с ФНС нужно проанализировать техническое и финансовое состояние бизнеса. Проще будет тем, кто уже ведет электронный документооборот и хранит первичку в цифре.
Комплексный подход к автоматизации бизнес-процессов поможет быстро подготовить информационную систему и перейти на новую форму налогового контроля. Для этого можно организовать:
- централизованное хранение бумажных и электронных документов: для исключения выездных налоговых проверок, важно перевести всю первичку в электронный вид. Можно использовать цифровой архив, который будет хранить скан-копии бумажных или оригиналы электронных документов с подтвержденной юридической значимостью;
- цифровизацию внутренних процессов: чтобы документы не терялись на пути от контрагента и не задерживались на подписании у руководителя, можно создавать, согласовывать, подписывать и отправлять их в едином цифровом пространстве;
- оцифровку архива: быстро заносить бумажную первичку в систему можно с помощью интеллектуальных сервисов. При этом исключаются ошибки ручного ввода. Бухгалтеру лишь остается проверить и провести документ;
- синхронизацию с учетной системой: можно избавиться от двойной работы и заводить документы только в одну систему. А при налоговом мониторинге интеграция электронного архива с 1С поможет быстро наполнять хранилище документами.
Как подготовиться к налоговому мониторингу
Поэтапно переходить на удаленное взаимодействие можно с помощью графика и «дорожной карты» по подготовке системы, которые согласовываются с ФНС. Если компания соответствует суммовым критериям, то можно начинать подготовительный процесс:
- Оценить текущее состояние налоговой отчетности, системы внутреннего контроля и ИТ-инфраструктуры.
- Разработать или дополнить ИТ-решения для онлайн-взаимодействия с налоговой.
- Подготовить необходимые документы для вступления в налоговый мониторинг и согласовать их с ФНС.
- Провести демонстрацию ИТ-решений и обучить налоговую инспекцию работе в системе.
Автор: Анастасия Останина, компания Directum