Система налогового мониторинга действует в России с 2016 года. С ее помощью ФНС может получить онлайн-доступ к информационной системе компании и удаленно проверять бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Новый режим поначалу был доступен только крупным налогоплательщикам. Представители среднего бизнеса смогли присоединиться к нему в 2021 году благодаря снижению суммовых критериев.

Сегодня подход удаленного взаимодействия с налоговой выбрали уже более 200 компаний из различных отраслей экономики. В планах ФНС перевести на новый режим 7 тыс. компаний к 2024 году.

10 плюсов в пользу перехода на налоговый мониторинг 

  1. Подготовка к налоговой проверке в короткие сроки и с низкими затратами.
  2. В разы меньше дозапросов от ФНС.
  3. Упрощенный процесс проверок.
  4. Превентивные меры по снижению налоговых рисков благодаря системе внутреннего контроля компании.
  5. Быстрое урегулирование спорных позиций по налогообложению за счет получения мотивированного мнения.
  6. Планирование и прогнозирование налоговых рисков при заключении сделок.
  7. Отсутствие камеральных и выездных проверок.
  8. Минимизация штрафов и пени за счет оперативного обнаружения ошибок и недочетов.
  9. Возмещение НДС в ускоренном порядке.
  10. Лояльность со стороны государства и контрагентов.

Как проходит процедура налогового мониторинга

Есть три способа представления данных в налоговую: прямой доступ к учетной системе, при помощи витрины данных или операторов телекоммуникационной связи. С 2024 года ФНС планирует отказаться от операторов ТКС для налогового контроля. Поэтому тем, кто выбрал этот способ взаимодействия, предстоит интегрировать учетную систему или витрину данных с АИС «Налог-3».

Участникам налогового мониторинга уже сейчас можно присоединиться к пилотной группе по интеграции с единой информационной системой ФНС. Тестовый режим планируют завершить к октябрю этого года.

С налоговым мониторингом процедура выездных проверок уходит в прошлое, так как контроль проводится удаленно на территории инспекции. Проверяющий подключается к информационной системе организации и онлайн проверят декларации или учетные данные.

При возникновении спорных ситуаций или обнаружении ошибок налоговая отправляет в компанию свою позицию в виде мотивированного мнения. Если со стороны организации отсутствуют возражения, то она вносит исправления или представляет пояснения. В случае разногласий налогоплательщик направляет в ФНС опровержение в течение месяца. После рассмотрения возражений стороны выполняют взаимосогласительную процедуру, в результате которой позиция корректируется либо остается без изменений.

Налоговый мониторинг — помощник в цифровизации бизнеса

Чтобы вступить в новый режим, помимо суммовых критериев, следует оценить информационную систему на готовность к «вторжению» налоговой. При выборе способа обмена информацией с ФНС нужно проанализировать техническое и финансовое состояние бизнеса. Проще будет тем, кто уже ведет электронный документооборот и хранит первичку в цифре.

Комплексный подход к автоматизации бизнес-процессов поможет быстро подготовить информационную систему и перейти на новую форму налогового контроля. Для этого можно организовать:

  • централизованное хранение бумажных и электронных документов: для исключения выездных налоговых проверок, важно перевести всю первичку в электронный вид. Можно использовать цифровой архив, который будет хранить скан-копии бумажных или оригиналы электронных документов с подтвержденной юридической значимостью;
  • цифровизацию внутренних процессов: чтобы документы не терялись на пути от контрагента и не задерживались на подписании у руководителя, можно создавать, согласовывать, подписывать и отправлять их в едином цифровом пространстве;
  • оцифровку архива: быстро заносить бумажную первичку в систему можно с помощью интеллектуальных сервисов. При этом исключаются ошибки ручного ввода. Бухгалтеру лишь остается проверить и провести документ;
  • синхронизацию с учетной системой: можно избавиться от двойной работы и заводить документы только в одну систему. А при налоговом мониторинге интеграция электронного архива с 1С поможет быстро наполнять хранилище документами.

Как подготовиться к налоговому мониторингу

Поэтапно переходить на удаленное взаимодействие можно с помощью графика и «дорожной карты» по подготовке системы, которые согласовываются с ФНС. Если компания соответствует суммовым критериям, то можно начинать подготовительный процесс:

  1. Оценить текущее состояние налоговой отчетности, системы внутреннего контроля и ИТ-инфраструктуры.
  2. Разработать или дополнить ИТ-решения для онлайн-взаимодействия с налоговой.
  3. Подготовить необходимые документы для вступления в налоговый мониторинг и согласовать их с ФНС.
  4. Провести демонстрацию ИТ-решений и обучить налоговую инспекцию работе в системе.

Автор: Анастасия Останина, компания Directum