В 2017 году эксперты компании "Бейкер Тилли" составили рейтинг интеллектуальных компаний России, с результатами которого можно ознакомиться по ссылке.
В 2019 году данный рейтинг был актуализирован, а его результаты расширены с учетом некоторых методологических доработок. В частности, среди компаний были отдельно выделены предприятия тяжелой промышленности. Данное разделение было обусловлено тем, что в составе активов данных компаний присутствуют нематериальные активы, причисление которых к интеллектуальному капиталу является предметом обсуждения (например, лицензии на разработку недр). Таким образом, компании, предоставляющие товары и услуги напрямую населению, были формально отнесены к Группе 1, предприятия тяжелой промышленности – к Группе 2. Поскольку перед нами ставилась задача сделать расчет максимально прозрачным, а также принимая во внимание тот факт, что в рамках данного исследования использовались исключительно данные из открытых источников (не предусматривался опрос экспертов и использование закрытых данных компаний), компоненты интеллектуального капитала, обозначенные выше, не элиминировались.
В целом подход к определению места компании в рейтинге остался неизменным. Как и в предыдущем исследовании, интеллектуальный капитал определялся как разность рыночной стоимости компании (рассматривались только компании с торгуемыми на бирже ликвидными акциями) и ее чистых материальных активов (сумма материальных активов, таких как здания, сооружения, оборудование и запасы, которую можно посчитать по данным отчетности, минус обязательства компании). Помимо этого, исходными условиями, необходимыми для расчета интеллектуального капитала, являлись наличие финансовой отчетности по МСФО за 2018 год, оценка активов по справедливой стоимости и «достаточно высокий» уровень ликвидности акций, которые должны торговаться на Московской бирже или одной из международных фондовых площадок.
Первая группа включает в себя компании, специализирующиеся в сфере предоставления услуг и реализации товаров населению.
Рейтинг данных компаний по доле ИК в стоимости компании представлен ниже.
Стоит отметить, что для компаний первой группы присутствие в рейтинге по доле ИК в стоимости компании не гарантирует высокое место в рейтинге по абсолютным значениям ИК.
Так, занявшие первую и пятую позиции РБК и ИСКЧ, не попали в 10-ку лидирующих по размеру ИК компаний, в то время как «Сбербанк», не представленный в таблице выше, занял четвертую строку, проиграв лишь компаниям «Яндекс», МТС и X5 Retail Group.
Ниже представлен рейтинг компаний Группы 2 по доле интеллектуального капитала (далее – ИК) в рыночной стоимости.
Интересным фактом является то, что компании «Новатэк» и «Норильский никель», занимающие первые строчки в рейтинге по доле ИК в стоимости, стали лидерами и по абсолютным значениям, при этом компания «Татнефть», расположившаяся на 10 позиции рейтинга, вошла в тройку «медалистов» по абсолютным значениям ИК. В целом, рейтинги компаний второй группы по доле и абсолютному значению ИК представлены одним набором компаний.
В процессе составления рейтинга у нас возникла идея разделить влияние интеллектуального капитала на компоненты. Традиционно выделяют три основных составляющих ИК: отношенческий капитал, человеческий капитал и структурный капитал. Основой отношенческого капитала являются взаимоотношения с клиентами и заказчиками, репутация, деловые контакты и связи. Человеческий капитал подразумевает профессиональные качества сотрудников, их мотивацию и навыки командной работы. При этом структурный капитал включает в себя корпоративную, организационную и наукоемкую структуру, а также НИОКР и технологический потенциал.
В рамках данного исследования была поставлена цель сравнить степень влияния вклада отношенческого, человеческого и структурного капитала на величину ИК, т.е. косвенным путем выявить, для каких компаний влияние каждого из компонентов является наиболее существенным по сравнению с другими компаниями списка.
В таблице ниже приведены компании, для которых влияние отношенческого, человеческого и структурного капитала относительно прочих компаний в группе оказалось наиболее существенным.
Среди компаний тяжелой промышленности отношенческий капитал имеет наибольшее влияние на величину ИК для компаний «Мечел», «Северсталь» и «Алроса», человеческий – для холдингов «Новатэк», «Татнефть» и «Полюс», структурный – для «Полиметалл», «Мечел» и «Алроса». Не вошедшие в эти тройки «Норильский никель», ЕВРАЗ и НЛМК расположились в середине, не продемонстрировав преобладания одного компонента ИК.
Среди компаний первой группы отношения с клиентами и заказчиками, а также деловые связи в большей степени оказывают влияние на ИК компаний РБК, Mail.ru Group, «Аэрофлот». Человеческий капитал оказался наиболее существенным для телекоммуникационных компаний МТС и «МегаФон», при этом «замкнул» тройку «М.Видео». Вполне ожидаемо «лидером» по вовлечению структурного капитала в ИК стал Институт Стволовых Клеток Человека, за счет необходимости наличия наукоемкой структуры и НИОКР. Также в тройку компаний с превалирующим вкладом структурного капитала вошли «Магнит» и «Яндекс».
Глоссарий
- Интеллектуальный капитал – стоимость нематериального актива организации, формирующего добавочную стоимость за счет собственных и приобретенных способностей и навыков, а также системы отношений и структуры компании.
- Отношенческий капитал – компонент интеллектуального капитала организации, включающий систему взаимодействия с клиентами и поставщиками, а также деловые контакты и связи с прочими участниками рынка.
- Человеческий капитал – часть интеллектуального капитала компании, которая напрямую относится к ее персоналу, включая профессиональные качества и знания сотрудников, мотивацию, а также творческие способности и культуру труда.
- Структурный капитал – нематериальный актив компании, сформированный совокупностью технологий, процедур, систем управления, культуры, технического и программного обеспечения, патентов, организационных форм и структур.