Согласно федеральному закону от 26.07.2019 № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в Гражданском Кодексе Российской Федерации появится новый охраняемый объект интеллектуальной собственности – географическое указание.
Закон вступает в силу 27 июля 2020 года, за исключением отдельных положений.
Причины и предпосылки введения нового средства индивидуализации
Географическое указание может играть немаловажную роль при продаже и распространении товаров, поскольку прямо указывает на место, где товар приобрел отдельные значимые для потребителя качества и, как следствие, способствует продвижению региональных брендов, повышению конкурентоспособности товаров как на внутреннем, так и международном рынках.
Географическое указание, как объект интеллектуальной собственности уже достаточно давно нашел закрепление в законодательстве разных стран и в международных соглашениях, в частности в Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 15 апреля 1994 года (Россия является участницей соглашения с 2012 года), а также в Женевском акте Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях от 20 мая 2015 года (Россия пока не участвует). Поэтому неудивительно, что отечественный законодатель решил внести в Гражданский Кодекс изменения, связанные с этим объектом интеллектуальной собственности.
Еще одной причиной нововведения является тот факт, что на географическое указание, как и на другие объекты интеллектуальной собственности, распространяется принцип территориальности, поэтому целесообразно ввести такой объект интеллектуальных прав, чтобы упростить процедуру защиты.
Что такое географическое указание?
Географическое указание – это обозначение, которое указывает, что товар происходит с территории определенного географического объекта и обладает качеством, репутацией или иными характерными особенностями, обусловленными преимущественно местом его происхождения, где должна проводиться хотя бы одна из стадий производства товара, которая существенно влияет на формирование его характеристик.
Отличия от наименования места происхождения товара
По своей природе новый объект интеллектуальной собственности напоминает наименование места происхождения товара и имеет схожую с ним правовую охрану.
Тем не менее, следует выделить ряд значительных отличий между географическим указанием и наименованием места происхождения товара:
- Для государственной регистрации и получения исключительных прав отсутствует необходимость наличия у товара особых свойств.
Достаточно, чтобы товар обладал качеством, репутацией или иными характеристиками, создающими у потребителя ассоциации с определенной территорией происхождения товара.
- При регистрации географического указания и (или) получении исключительных прав на него не требуется заключение компетентного органа, подтверждающее наличие у товара особых свойств.
- В месте происхождения товара должны осуществляться все стадии производства, существенно влияющие на формирование особых свойств товара, а для географического указания достаточно одной.
Стоит сказать, что такой же принцип разграничения указанных объектов интеллектуальной собственности применяется и в международном праве.
Как зарегистрировать географическое указание?
Географическое указание смогут зарегистрировать одно или несколько физических лиц, юридических лиц, а также ассоциации (союзы) или другие объединения. Процедура создания и деятельность таких объединений не должны противоречить законодательству страны происхождения товара.
Для регистрации географического указания потребуется подать заявку в Роспатент. В ней потребуется указать товар, его характеристики, описание способа производства и другие данные. К заявке необходимо приложить документы, подтверждающие все указанные сведения и то, что заявитель производит соответствующий товар.
Законом устанавливается ряд ограничений, которые распространяются на объекты, которые нельзя зарегистрировать как географическое указание. Так, нельзя зарегистрировать все то, что:
- вошло в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом производства;
- зарегистрировано в качестве географического указания в отношении товара того же вида;
- тождественно или сходно с товарным знаком с более ранним приоритетом, если это может ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;
- представляет собой наименование сорта растения или породы животного, если использование такого географического указания способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара;
- может ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;
- заявлено на государственную регистрацию в качестве географического указания в отношении товара, который не соответствует требованиям закона.
Свидетельство об исключительном праве на географическое указание выдается при условии уплаты пошлины за выдачу свидетельства.
Знак охраны географического указания
Законом предусмотрено две формы знака охраны географического указания:
1. В виде словесных обозначений:
- «зарегистрированное географическое указание»;
- «с защищенным географическим указанием»;
- «зарегистрированное ГУ»;
2. В виде соответствующей эмблемы.
Срок действия правовой охраны географического указания
Географическое указание охраняет в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным законом требованиям.
Правовая охрана прекращается в случае:
- исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований в отношении данного географического указания;
- прекращения правовой охраны географического указания в стране происхождения товара.
Срок действия исключительного права на географическое указание
Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 (десяти) лет со дня подачи заявки на географическое указание.
Срок действия исключительного права на географическое указание может быть продлен по заявлению правообладателя на последующие 10 (десять) лет неограниченное количество раз.
Подавать такое заявление необходимо в течение последнего года действия исключительного права.
Действие исключительного права прекращается в случае:
- несоответствия товара, производимого правообладателем, характеристикам товара, указанным в Государственном реестре указаний и наименований в отношении данного географического указания;
- утраты правообладателем права осуществлять деятельность по производству товара, обладающего характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований в отношении данного географического указания;
- несоблюдения предусмотренных законом, а именно пунктом 1 статьи 1516 Гражданского Кодекса Российской Федерации, требований к географическому указанию и товару;
- систематического нарушения правообладателем способа производства товара, условий его хранения и транспортировки, указанных в Государственном реестре указаний и наименований;
- прекращения правовой охраны географического указания;
- прекращения юридического лица - правообладателя, или регистрации прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - правообладателя, или смерти гражданина;
- истечения срока действия исключительного права;
- подачи обладателем исключительного права соответствующего заявления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
- утраты иностранным юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства права на данное географическое указание в стране происхождения товара.
Примеры географических указаний
Как отмечается Всемирной организацией по интеллектуальной собственности, географические указания могут быть использованы в отношении сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, вин и крепких спиртных напитков, ремесленных и промышленных изделий.
В качестве примеров таких указаний можно отметить следующие:
- сыр Рокфор (район Рокфор-сюр-Сульзон);
- швейцарские часы (географическое указание «Switzerland» или «Swiss»).
Многие регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением, например:
- «Краснодарский чай»;
- «Башкирский мед»;
- «Хохлома»;
- «Дулевский фарфор»;
- «Тульский пряник» и другие.
Источник: Федеральный закон от 26.07.2019 № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».