Согласно Закону*, аудит – это профессия в которой знания низводятся до мнения, а фактически оказалось еще хуже.
Авдеев Ю.Б.
Аудиторская деятельность отнесена Законом к предпринимательской деятельности, вместе с тем, Закон регулирует исключительно профессиональные отношения.
Очевидно, что деятельность аудиторской организации - юридического лица профессиональной быть не может уже в силу того простого обстоятельства, что у юридического лица не может быть профессии. Аудит от имени юридического лица осуществляется физическим лицом - аудитором, который в процессе его осуществления применяет профессиональные знания и навыки и должен руководствоваться профессиональными стандартами, а не мотивом извлечения прибыли, в отличии от коммерческой организации. И если в смежных областях, таких как оценочная деятельность, актуарная деятельность и др., такая деятельность законодательно признана профессиональной, в том числе частной практикой, то современные формулировки Закона об аудиторской деятельности не только исключают такой подход, но и ставят аудитора в весьма двусмысленное положение.
В соответствии с Гражданским кодексом, целью создания коммерческой организации является получение прибыли, которая по законам экономики, представляет собой компромисс между ценой и качеством и никакие законодательные потуги не изменят естественные законы экономики в пользу качества, если не изменить саму форму деятельности.
Не соответствие формы деятельности ее содержанию порождает целый ряд коллизий и вопросов, которые невозможно разрешить без признания аудита профессиональной деятельностью и не наделив аудитора специальным статусом. Приведенные ниже тезисы лишь частично обозначают проблемы аудита, требующие обсуждения.
* Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об аудиторской деятельности" – далее «закон»
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-
Аудиторская деятельность отнесена Законом к предпринимательской деятельности (ч. 2, 6 ст. 1)*, цель создания СРО аудиторов иная - поддержание высокого профессионального уровня аудиторской деятельности (ч. 1 ст. 17).
*Далее в скобках указываются нормы Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об аудиторской деятельности" -
Аудиторские организации осуществляют деятельность в соответствии со стандартами аудиторской деятельности (ч. 2 ст. 1). Что означает часть речи «в соответствии» применительно к профессиональным стандартам (МСА), которые адресованы организациям лишь в отдельных, «соответствующих случаях» (п. 13 МСА 200), не являются нормативными актами и не относятся к обязательным требованиям (за исключением требований к внутреннему контролю и форме аудиторского заключения)?
-
Аудиторская деятельность осуществляется аудиторскими организациями в соответствии со стандартами аудиторской деятельности (ч. 2 ст. 1). Однако, международные стандарты, в основной своей части адресованы физическим лицам - аудиторам, которые аудиторскую деятельность не осуществляют и не относятся к субъектам аудиторской деятельности (ч. 2 ст. 1; ч. 3 ст. 4). Согласно МСА, аудиторская организация может внедрить стандарты у себя в организации для соблюдения стандартов работниками в рамках трудовых отношений*.
*"Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита" -
Если раскрыть понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» и совместить эти понятия в одном определении - получится абсурд: предпринимательская деятельность аудиторских организаций по выражению мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, в соответствии с профессиональными стандартами аудита. Аристотель писал, что «определения имеют громадное значение по отношению к следствиям».
-
Аудит – «особый вид» гражданско-правовых отношений, когда работник (аудитор) «участвует» в предпринимательской (аудиторской) деятельности по трудовому договору (ч. 3 ст. 4). Сам ГК РФ об этом не ведает.
-
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1). Аудит проводится на основании гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. «Мнение» не относится к объектам гражданских прав. Объектом гражданских прав и предметом договора является услуга.
-
Юридическое лицо может оказать услугу по проверке финансовой отчетности, но при этом не может иметь «мнения» и не может руководствоваться профессиональными стандартами, поскольку не обладает профессией. Аудитор может иметь «мнение» и руководствоваться профессиональными стандартами, однако работает по трудовому договору, не является стороной договора на аудит и не оказывает услугу. Только индивидуальный предприниматель соответствует определению аудиторской деятельности: может иметь «мнение», оказывать услугу и руководствоваться профессиональными стандартами.
-
Согласно Кодексу профессиональной этики аудиторов: аудиторы и аудиторские организации - совместно "аудиторы" (см. п. 1.2 Кодекса). Это примерно как, водитель и автомобиль - совместно «транспортное средство».
-
Законом о Центральном банке РФ аудиторские организации отнесены к лицам, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке. Закон «Об аудиторской деятельности» не относит аудит к профессиональным услугам. Видимо, следует понимать, что это разные виды услуг.
-
Индивидуальный аудитор может привлекать к аудиторской проверке другого индивидуального аудитора и (или) специалиста, однако не имеет права заключать трудовой договор с аудитором (ч. 3 ст. 4).
-
Индивидуальный аудитор имеет право на осуществление инициативного аудита. Аудиторская организация с двумя аудиторами в штате не вправе осуществлять инициативный аудит и подлежит исключению из реестра.
-
Аудиторской организации и индивидуальному аудитору разрешается учреждать коммерческие организации, при этом запрещается сдавать в аренду имущество учрежденным организациям или оказывать им прочие услуги (ч. 6 ст. 1).
-
Аудиторское заключение является опосредованным документом по отношению к бухгалтерской отчетности и самостоятельного значения не имеет. Аудиторская деятельность относятся к предмету общественного интереса и имеет существенные ограничения конституционных прав. При этом, соответствующие ограничения в отношении лиц, составляющих саму отчетность, отсутствуют. Может ли общественный интерес к аудиту превышать интерес к самой бухгалтерской отчетности?
-
Закон налагает на руководителя аудита дополнительные обязанности и предъявляет определенные требования, однако не наделяет руководителя аудита корреспондирующими правами. В стандарте «Аудитор» и в тарифно-квалификационном справочнике отсутствует профессия «руководитель аудита».
-
Руководитель аудита обязан без доверенности подписать аудиторское заключение, выдаваемого заказчику по договору оказания возмездных услуг. Означает ли подпись руководителя аудита в аудиторском заключении, что он несет солидарную ответственность с организацией по договору оказания услуг? В противном случае, в чем заключается смысл его подписи в аудиторском заключении?
-
Прямое применение документов, содержащих МСА, предусматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации применение не самих международных стандартов, а их перевод на русский язык, признаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, тогда как согласно п. 24 Предисловия к Сборнику международных стандартов, единственным официальным текстом любого международного стандарта считается текст на английском языке.
*"Предисловие к Сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг" (П. 24). -
Не будучи субъектами ни аудиторской, ни предпринимательской деятельности, аудиторы, работающие в аудиторских организациях, согласно Закону подлежат внешнему контролю качества деятельности, состоят в СРО, платят взносы и взнос в компенсационный фонд предпринимательской деятельности, хотя гражданскую ответственность за выполнение договора несет их работодатель.
-
Согласно Концепции качества аудита*, аудиторы обязаны соблюдать все применимые стандарты аудита и контроля качества, а также этические и прочие нормативные требования, принятые в их организациях. Соответственно, не имея специального статуса, аудитор может нести ответственность только перед работодателем.
*"Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита", принята Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB)
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
-
«Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию», сказано в Конституции РФ. Закон о саморегулировании* допускает случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Однако, обязательное членство в единственной общественной организации, сформированной по разным принципам - предпринимательской и профессиональной деятельности, совместное членство работников и работодателей, явно выходит за рамки возможных исключений закона о саморегулировании и является чрезмерным ограничением конституционных прав.
* Федеральный закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ч. 2 ст. 5) -
Согласно распоряжению Правительства, принцип единства отрасли подразумевает установление четких критериев для определения видов деятельности, устанавливающих принадлежность субъекта предпринимательской деятельности или профессионала к саморегулируемой организации и невозможность объединения их в одной саморегулируемой организации. Концепция предусматривает модель трехуровневого саморегулирования и осуждает модель единых СРО.
* Распоряжению Правительства РФ от 30.12.2015 N 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» -
«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (Конституция РФ). Согласно условиям образования СРО аудиторов, фактическое право на создание СРО аудиторов имеют нескольку ведущих аудиторских организаций, обладающих совокупной выручкой более 50%. Остальные организации имеют реальное «право» лишь следовать их выбору. Физические лица вовсе лишены право на создание СРО аудиторов, поскольку не обладают выручкой.
-
Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность*. Обязательное членство в единственной организации с властными полномочиями - не относится к самостоятельной и инициативной деятельности.
*Федеральный закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ч.1 ст. 2) -
Физические лица – аудиторы, не вправе создавать СРО. Понуждение работников к обязательному членству в общественной организации с контрольными функциями и властными полномочиями, созданной организациями-работодателями, не соответствует принципам саморегулирования, не является самостоятельной и инициативной деятельностью аудиторов.
-
Саморегулируемая организация аудиторов - некоммерческая организация, объединяющая аудиторские организации и аудиторов на основе обязательного членства (ст. 17).
При этом п. 12 ст. 17 Закона N 307-ФЗ предусматривает, что членами СРО аудиторов могут быть физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями. Данное положение противоречит ст. 17 Закона № 307-ФЗ и ст. 3 Закона N 315-ФЗ, согласно которой, в основе объединения СРО должно лежать единство отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо профессиональной деятельности определенного вида. -
Руководителем аудиторской организации может назначаться только аудитор. Руководитель постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов избирается из числа его независимых членов, не является аудитором и членом СРО. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации аудиторов, может не состоять в СРО и не быть аудитором.
-
Законной целью саморегулирования является принятие и внедрение СРО собственных стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности*. В СРО аудиторов отсутствуют предмет саморегулирования - собственные стандарты предпринимательской и (или) профессиональной деятельности.
*Федеральный закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ч.1 ст. 2) -
МСА являются профессиональными стандартами иностранной некоммерческой организации. Стандарты иностранной некоммерческой организации (МСА) не могут представлять предмет саморегулирования в РФ и Закон не рассматривает МСА в этом качестве.
-
Стандарты предпринимательской деятельности для аудиторских организаций в СРО аудиторов отсутствуют. Профессиональные стандарты не могут быть основанием для объединения юридических лиц в саморегулируемую организацию*. При отсутствии предмета саморегулирования, отсутствуют и основания для членства в СРО аудиторских организаций.
* Ст. 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях». -
Институт саморегулирования основан на объединении членов в некоммерческую организацию по принципу осуществления организациями предпринимательской (и) или физическими лицами профессиональной деятельности*. На каких принципах основано обязательное членство аудиторов, деятельность которых не относится законом ни тому, ни к другому виду деятельности?
* Федеральный закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ст. 2). -
Функцией СРО аудиторов является защита общественных интересов. Индивидуальные аудиторы не осуществляют обязательного аудита и действуют исключительно в частно-правовых интересах. Аудиторы - вовсе не осуществляют аудиторской деятельности. При отсутствии публичных функций, отсутствуют причина для обязательного членства индивидуальных аудиторов и аудиторов в единственной СРО.
-
Согласно закону, к функции СРО аудиторов относится поддержание высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах (ч. 1 ст. 17). Согласно МСА 200, при проведении аудита, общественный интерес состоит в том, чтобы аудитор был независим от организации, которую он проверяет. Означает ли, что функции СРО аудиторов по защите общественных интересов следует ограничить положениями МСА?
-
Как следует из Закона, аудиторские организации и аудиторы объединяются в одно СРО для представления и защиты «общих», в том числе «профессиональных» интересов (ч.1 ст. 17).
У аудиторских организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, имеется имущественный интерес и не может быть профессионального интереса (См. ГК РФ «Ассоциации»), у аудиторов работающих по трудовому договору имеются трудовые интересы и могут присутствовать профессиональные интересы, однако отсутствуют имущественные интересы. Закон не раскрывает в чем заключаются «общие» интересы, позволяющие объединить юридических и физических лиц в одной общественной организации с обязательным членством? -
Защите могут подлежать законные интересы. Законные интересы организаций определяются гражданским законодательством. Законные интересы работников-аудиторов определяются трудовым законодательством. Закон «Об аудиторской деятельности» не определяет какие «общие интересы», подлежащие защите с участием саморегулируемой организации, и таких примеров до настоящего времени не наблюдалось.
КОНТРОЛЬ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
В ведении Российской федерации находится принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением (ст. 71 Конституции РФ).
В аудите действуют:
- нормативные правовые акты (федеральные);
- просто нормативные (надо понимать - не правовые) акты Банка России;
- ненормативные и не правовые акты СРО (кодекс этики и правила независимости).
Вместе они составляют обязательные требования в аудите, подлежащие государственному контролю в соответствии с Конституцией РФ. -
Согласно закону «Об обязательных требованиях», обязательные требования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Отнесение к обязательным требованиям актов Банка России и актов общественной организации (кодекс этики и правила независимости) противоречит Конституции РФ и требованиям специального закона.
-
К обязательным требованиям отнесены Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости (ч. 3 ст. 5.2). По форме, порядку принятия, органу их принявшему и по своему содержанию кодекс и правила не относятся к нормативным актам, однако подлежат государственному контролю. В аудите общественная организация издает ненормативные акты, подлежащие государственному контролю.
-
В аудите - этические нормы возведены в статус обязательных требований и орган государственной власти контролирует «мораль и нравственность» аудиторских организаций (см. классификатор нарушений Казначейства).
-
Кодекс профессиональной этики аудиторов и правила независимости утверждаются СРО и содержат нравственные нормы поведения аудиторов, не подлежащие юридической оценке. Юридизация нравственных норм, нарушает законные права аудиторов. «Мысль не может подсказывать нам наказание» (Гегель).
-
К объекту этики относятся общество и человек, предметом этики являются их нравственные ценности (мораль, нравственность). Таким образом, этика – это взаимоотношения между людьми. К субъектам Кодекса профессиональной этики относятся аудиторы и аудиторские организации. Юридическое лицо по определению не могут быть объектом этики.
-
Кодекс профессиональной этики и правила независимости аудиторов являются локальными актами, принятыми в развитие норм Закона и во многом содержат требования Закона в развернутом виде. Поскольку они отнесены к обязательным требованиям, в классификаторе нарушений эти акты образуют самостоятельные составы нарушений и дублируют законодательство. Как следствие, одно деяние может одновременно содержать 2-3 грубых или иных нарушений.
-
Обязательные требования одновременно являются предметом государственного контроля и предметом контроля СРО. Согласно Распоряжению Правительства*, эффективная реализация контрольных полномочий саморегулируемой организации возможна только в случае четкого разделения предметов государственного контроля (надзора) и контроля со стороны саморегулируемых организаций.
*Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 N 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» -
Закон о государственном контроле*, предусматривает обязательное присутствие представителя СРО аудиторов при осуществлении госконтроля. Возможно ли при одном предмете контроля совмещение контрольных функций СРО с функцией по защите интересов ее членов при госконтроле?
*Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ч. 14 ст. 65). -
Закон «О государственном контроле …» и Закон «Об аудиторской деятельности» не определяют права и обязанности представителя СРО при проведении госконтроля и не устанавливают механизм реализации этой нормы.
-
При осуществлении государственного контроля, права контролируемых лиц, защищаются системой федерального законодательства, контроль тех же обязательных требований со стороны СРО федеральным законодательством не регламентирован и аудиторы исключены из правового поля по защите законных прав при осуществлении такого контроля, что ставит их в неравное положение с другими участниками предпринимательской и профессиональной деятельности.
- Осуществляемый СРО аудиторов контроль обязательных требований, не регламентируется федеральным законом, не относится ни к государственному, ни к общественному виду контроля, ни к контролю по закону о саморегулируемых организациях:
- общественная организация не является органом уполномоченным на проведение государственного контроля (ст. 10.2);
- закон «Об общественном контроле …» содержит иные контрольные мероприятия и процедуры и не предусматривает право общественных организаций на применение санкций за нарушение федерального законодательства. Лицо, осуществляющее общественный контроль за вознаграждение, считается заинтересованным лицом;
- по закону «О саморегулируемых организациях» предметом контроля являются требования саморегулируемых организаций.
Отсутствие правового регулирования нарушает права аудиторов и порождают правовой произвол. -
Государственный контроль обязательных требований проводится за счет государственного бюджета, контроль тех же требований со стороны СРО осуществляется в «общественных интересах» за счет контролируемых лиц. Из конституционного права на труд следует, что понуждение аудиторов к обязательному членству в СРО и обязательному контролю в целях осуществления трудовой деятельности, должно обеспечиваться соответствующим государственным финансированием.
-
Контроль аудиторов и аудиторских организаций, проводимый СРО за плату, имеет все признаки возмездного оказания услуг. Означает ли это, что контроль обязательных требований, проводимый СРО, должен осуществляться на основании гражданско-правового договора с аудиторскими организациями о возмездном оказании услуг?
-
Плата за проведение контроля аудиторской организации зависит от количества аудиторов, состоящих в штате организации. Это означает, что на членов СРО – юридических лиц, возложено бремя оплаты контроля других членов СРО – физических лиц.
-
Аудиторские организации и аудиторы обязаны проходить внешний контроль качества «деятельности». О контроле какой деятельности аудиторов идет речь в Законе, если аудитор иной деятельности, кроме трудовой, не осуществляет (ч. 3 ст. 4), при этом, трудовые отношения не могут быть целью создания общественной организации в форме ассоциации (ч.1 ст. 123.8 ГК РФ)?
-
Согласно Директиве 2006/43/ЕК Европейского парламента и совета (обязались соблюдать в РФ), предметом контроля аудиторской организации является система обеспечения качества.
-
Аудиторская деятельность является видом предпринимательской деятельности, в которой орган государственного контроля реализует свои властные полномочия в обход административного права путем обязательных предписаний общественной организации на применение санкций к членам организации.
-
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ). Принудительное изъятие собственности (штраф) является санкцией. Закон не содержит признаков, позволяющих разграничить законную санкцию за правонарушение от «мер дисциплинарного воздействия» за проступок, применяемых к членам СРО во внесудебном порядке. Изменение названия санкции не изменяет ее содержания.
-
Согласно Конституции РФ, никто не может привлекаться к ответственности, которая в законном порядке не признается правонарушением. Члены СРО аудиторов привлекаются к внесудебной ответственности, сопоставимой с административной ответственностью, за деяния, которые государство не признает правонарушением.
-
Реестр индивидуальных аудиторов отсутствует. Индивидуальный аудитор не является членом СРО (членами СРО являются аудиторы и аудиторские организации). Вместе с тем, индивидуальный аудитор, как самостоятельный субъект, осуществляет аудиторскую деятельность, подлежит внешнему контролю деятельности и принимается в данном статусе в члены СРО.
-
К предмету внешнего контроля деятельности относятся обязательные требования и требования саморегулируемой организации. МСА не относятся ни к обязательным требованиям (не являются нормативным актом), ни к требованиям СРО. Согласно Уставу СРО ААС (п. 14.13), проверка МСА не входит в компетенцию Комиссии по контролю деятельности.
-
МСА адресованы аудиторам. Согласно МСА 200: «аудитор - лицо или лица, проводящие аудит, обычно руководитель задания или другие члены аудиторской группы, либо в соответствующих случаях – организация». Какие случаи применения МСА являются «соответствующими» применительно к аудиторской организации?
-
Из МСА закон выделяет лишь две обязанности аудиторской организации: организация внутреннего контроля качества (ст. 10) и подготовка аудиторского заключения (ст. 6). В отношении остальных требований МСА, аудиторская организация не может быть объектом профессионального контроля, поскольку организации объединены в СРО по принципу предпринимательской деятельности. Объектом профессионального контроля могут быть только физические лица.
-
Меры дисциплинарного воздействия применяются к членам СРО (ч.1 ст. 20). Исходя из определения «аудитор», приведенного в МСА 200, требования МСА следует разделить на требования к аудиторам и требования к аудиторским организациям. Применительно к существующей практике - одно нарушение вменяется одновременно организации и аудитору. Таким образом, имеет место «солидарная» ответственность двух равноправных членов СРО – аудиторов и аудиторских организаций.
-
Аудитор, не относится к субъектам аудиторской деятельности и, как следствие, закон не обязывает аудитора соблюдать аудиторские стандарты. В законе такой обязанности для аудитора не установлено. Такая обязанность вытекает из Кодекса профессиональной этики аудитора. Соответственно, несоблюдение МСА аудитором следует квалифицировать как нарушение Кодекса профессиональной этики.
-
В законодательстве отсутствует понятие «грубое нарушение». По сложившейся судебной практике, грубыми являются нарушения несовместимые с продолжением деятельности. Нормы права, за нарушение которых аудиторы или аудиторские организации подлежат исключению из СРО, предусмотрены Законом. Вправе ли саморегулируемая организация самостоятельно расширять законный перечень нарушений несовместимых с дальнейшей деятельностью?
-
Срок давности, для применения мер дисциплинарного воздействия, определяется сроком хранения документов – 5 лет., предшествующих проведению контроля, то есть - до 6 лет со дня выдачи аудиторского заключения. Такой срок в административном праве является максимальным и предусмотрен за правонарушения в области законодательства о противодействии коррупции. Как уже упоминалось, закон не содержит критериев для разграничения мер дисциплинарного воздействия за проступок от санкции за правонарушение, в результате закон наделяет общественную организацию неограниченными властными полномочиями.
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
В соответствии с Постановлением Правительства*, частью процедуры признания международных стандартов аудита на территории Российской Федерации является внесение изменений во вводимые в действие на территории Российской Федерации международные стандарты аудита на русском языке.
*Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (ред. от 31.12.2020) "Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации"
Вместе с тем, в Предисловиях к сборнику МСА говорится, что официальный текст признается только на английском языке. Задание, выполняемое в соответствии с местными законами или нормативными актами, не будет автоматически соответствовать стандартам Совета по международным стандартам аудита. Профессиональный бухгалтер не должен заявлять о соответствии стандартам Совета по международным стандартам аудита за исключением тех случаев, когда он полностью выполняет требования всех стандартов Совета по международным стандартам аудита *
*"Предисловие к Сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг" (п. 3)
Можно ли исправленные стандарты аудита на русском языке называть международными? Вправе ли российские аудиторы указывать в аудиторском заключении, что провели аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА)? -
Аудитор выражает мнение по причине отсутствия абсолютной уверенности. Возможно ли привести пример области знаний, в которой присутствует абсолютная уверенность? Ни одно знание не может быть абсолютным. Из подобных соображений любое знание можно низвести до мнения.
-
Согласно Закону, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Действующее законодательство РФ не устанавливает критериев для признания бухгалтерской отчетности достоверной.
-
Мнение, основанное на фактах, называется аргументом (доводом).
-
МНЕНИЕ аудитора выражается в форме ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Синонимом слова «МНЕ́НИЕ» является слово «СУЖДЕНИЕ». Аудиторское заключение правильнее оформлять под собственным названием - «Мнение аудитора» или с применением слов синонимов - «Суждение аудитора» и др. Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» не отражает сути документа и имеет разные значения, в том числе означает насильственное ограничение свободы – «Как назовешь, так и поплывешь».
-
Аудиторское заключение подписывает руководитель организации и работник по трудовому договору (руководитель аудита). Что означает в аудиторском заключении выражение «по нашему мнению»: мнение группы, мнение руководителя аудитора или мнение организации?
-
Мнение аудитора выражается в форме аудиторского заключения от имени юридического лица, которое по определению не может иметь мнения, поскольку не обладает разумом. Совместить «мнение» физического лица и «услугу» организации, возможно путем придания специального статуса аудитору.
-
Аудиторское заключение может признаваться ложным. Однако, мнение не может быть ложным по определению, поскольку изначально не претендует на достоверность. Кроме того, мнение не является объектом гражданских прав, которое подлежит судебной защите. Гражданско-правовые последствия предпринимательской деятельности могут наступать за нарушение или не выполнение условий договора на оказание аудиторских услуг.
ОБРАЗОВАНИЕ
-
Каждый имеет право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Замена дополнительного профессионального образования на тестирование, проводимое общественной организацией вне рамок образовательного процесса, нарушает права аудитора на подтверждение своей квалификации дипломом образовательного учреждения в соответствии с законом «Об образовании».
-
Профессиональный стандарт «Аудитор» является нормативным актом и предусматривает наличие у аудитора дополнительного профессионального образования. В аудите дополнительное профессиональное образование заменено на тестирование, а диплом заменен на квалификационный аттестат.
-
Какой смысл в квалификационном аттестате аудитора, если он выдается, принимается и аннулируется одной общественной организацией, не является дипломом (аттестатом) о дополнительном профессиональном образовании и не имеет никакого значения для третьих лиц? Для приема в члены СРО достаточно иметь сведения из аттестационной комиссии. Выдача квалификационного аттестата создает ложную видимость дополнительного профессионального образования.
-
Законом установлено три реестра аудиторских организаций в зависимости от классификации аудируемых лиц. Однако, закон не обязывает дифференцировать профессиональные требования к аудиторам и предусматривает единый квалификационный аттестат и единую программу подготовки аудиторов, возлагая на большинство претендентов излишнее бремя затрат и времени на приобретение знаний, которые не будут востребованы в практической деятельности.
Аудитор,
Управляющий ПКАТ «Авдеев и К»
Авдеев Ю.Б.
Комментарии читателей
Ключевые положения - 1) аудиторы находятся вне правого поля и лишены своих конституционных прав, 2) СРО аудиторов является источником беспрецедентного произвола в отношении аудиторов и аудиторской деятельности в стране
А нужно по примеру Лютера прибить тезисы гвоздем к дверям СРО.
Еще 22 добавить до 95.
И если в смежных областях, таких как оценочная деятельность, актуарная деятельность и др., такая деятельность законодательно признана профессиональной, в том числе частной практикой
И сколько в нашей стране оценщиков, занимающихся частной практикой? - чтоб не томить публику отвечу сам - ни одного.
Так как практически это невозможно реализовать.
Или может Вы хотите как оценщик раз в 3 года сдавать экзамен? Чтоб гордо быть профессионалом и частно-практикующим аудитором
Юрий Борисович, блестящий разбор текущей ситуации! Вы консолидировали единичные протесты и позицию принципиальных судей по резонансным судебным спорам, лаконично сформулировали и формализовали наболевшее.
Создали конструктор для споров с ААС по большинству вопросов.
Мужественный и ответственный шаг по пути глобальной реформы отрасли. Думаю, она скорее произойдет через наработку и обобщение судебной практики, чем через принятие очередных
пролоббированныхпоправок в закон об аудите.Фундаментальное всегда становися прикладным.
Спасибо Вам!
Прекрасно! Спасибо за удовольствие. Хорошее дело СРО нет назовут.
К сожалению в юриспруденции, как и в интернете "все твои тщательно подобранные аргументы могут быть проигнорированы". Аргументы, которые покушаются на систему государственного управления, игнорируются особенно тщательно. А управление аудиторской отраслью через СРО, это элемент системы государственного управления. Так что подозреваю, никакой судебной практики не будет.