Опять появился законопроект о внедрении в НК норм о контроле в сфере ККТ

На общественное обсуждение вынесен проект поправок в НК в целях интеграции контроля за соблюдением правил применения ККТ в налоговый контроль.

Попытка номер два

Напомним, что это – не первая ласточка в своем роде. В июле прошлого года Минфин опубликовал большой законопроект о ликвидации закона 54-ФЗ и "переезде" его норм в Налоговый кодекс, однако тот проект благополучно заглох – было отрицательное решение по оценке регулирующего воздействия.

Тем не менее, идею в целом власти подтвердили осенью в "основных направлениях". Там было запланировано "включение контроля за применением ККТ в систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля)". Ближайший (принятый этим летом) закон 305-ФЗ по реализации "основных направлений" таких норм не содержал, так что готовят их, как видим, сейчас.

В отличие от предыдущей версии, теперь речь не идет об упразднении закона 54-ФЗ. НК будет на него ссылаться. В НК будут лишь нормы о контроле за ККТ. Кроме того, в случаях, предусмотренных НК, закон о ККТ сможет устанавливать отдельные особенности контроля.

Будет много видов контроля

В НК вводится понятие оперативного контроля, во время которого налоговики смогут взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел и ФСБ. Ему будет посвящена новая статья 87.1 НК, но она будет предельно краткой, без подробностей, которые впишут в имеющиеся статьи НК, например, в 91-ю – о доступе налоговиков в помещения проверяемых лиц. в 92-ю об осмотре, в 93- об истребовании документов, в 94-ю о выемке, в 95-ю об экспертизе.

Соответственно, вводится право на доступ, на осмотр ККТ, фискальника, документации, причем, такой осмотр может быть даже дистанционным. При осмотре налоговики смогут пересчитать наличку. При истребовании документов налоговики и проверяемые смогут пользоваться кабинетом ККТ.

Кроме того, составной частью оперативного контроля будет наблюдение, которое будет иметь место без уведомления проверяемого лица. Наблюдение также может быть самостоятельным контрольным меропритием, за которым не последует дальнейших проверочных действий. Еще одна новая мера – оперативный мониторинг, то есть постоянный анализ данных с онлайн-касс. Если в ходе мониторинга всплывет что-то не то, с владельца кассы могут потребовать пояснений или исправления ситуации. Все это укажут в новых статьях НК.

Контрольная закупка и комплексная проверка

Также в отдельной статье НК будет прописана контрольная закупка, которая также будет производиться без предупреждения. В том числе, возможна через интернет. После "раскрытия карт" товар будет возвращен продавцу, а он обязан незамедлительно вернуть проверяющему его деньги, как наличные, так и безнал (по крайней мере, сразу же предпринять действия по возврату). Исключение – если товар успел повредиться. Если возможно, возвращаются и результаты выполнения работ или оказания услуг, если это не возможно – не возвращаются и деньги.

Следующая новая мера – комплексная оперативная проверка, которая может иметь глубину до одного года. Это некий аналог выездной налоговой проверки. Занять такая проверка может до 20 рабочих дней, может приостанавливаться и возобновляться.

Сейчас в законе о ККТ проверкам посвящена одна небольшая статья, а в НК объем текста, посвященный контрольным мероприятиям, будет в десятки раз обширнее.

Чем обяжут

Также в НК появится новая статья 23.1 "Обязанности лиц, осуществляющих расчеты, операторов фискальных данных". Рассчитывающиеся лица будут обязаны:

Удивительно, но "кассовые" штрафы не переедут в НК – они останутся в КоАП, при этом уже есть и другой законопроект, корректирующий статью 14.5 КоАП. И, опять же, удивительно, но поправки носят чисто технический характер – сами штрафы останутся неизменными. Напомним, что прошлогодний законопроект предусматривал не просто перенос кассовых штрафов в НК, но и их существенное ужесточение.

Все изменения планируется ввести в действие с 2023 года.


Источник : Audit-it.ru