Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Проверить фирму по ИНН
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Разъясняем порядок продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки

Последние новости УФНС
19 июля 2013 г. 09:00 Печать
Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регулируются ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Согласно п. 6 ст. 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п. 6 ст. 89 Кодекса), а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п. 9 ст. 89 Кодекса).

Продление срока следует отличать от приостановления проведения выездной налоговой проверки.

Когда срок проверки продлевается, то мероприятия, производимые должностными лицами налогового органа, не прерываются, течение срока проверки не приостанавливается, а удлиняется. Для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, заблаговременно (до истечения срока на проверку) в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос. Вышестоящим налоговым органом принимается решение о продлении срока. Налоговый орган, проводящий налоговую проверку, продолжает осуществлять все действия по проверке до четырех или до шести месяцев, в зависимости от того, на сколько срок проверки продлен. Перечень оснований и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ с учетом изменений, утвержденных Приказом ФНС России от 23.07.2012 №ММВ-7-2/511@.

Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделений - до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства.

Перечень оснований для принятия решения о продлении срока проведения выездной проверки не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств.

Необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

При приостановлении проведения выездной налоговой проверки приостанавливается течение срока проверки. Пунктом 9 ст. 89 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления выездной налоговой проверки, а также порядок приостановления и возобновления проведения выездной налоговой проверки.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена в целях получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от указанных иностранных государственных органов, срок приостановления такой проверки может быть увеличен, но не более чем на три месяца.

Налоговый орган, который проводит выездную проверку, может ее приостановить (п. 9 ст. 89 Кодекса). Это означает, что приостанавливается течение срока проверки. После возобновления проверки срок продолжает течь дальше.

На период приостановления должностные лица, проводящие выездную налоговую проверку должны (абз.9 п.9 ст. 89 Кодекса):

- покинуть территорию (помещения) проверяемого налогоплательщика;

- приостановить действия по истребованию документов у проверяемого налогоплательщика.

В период приостановления проверки налоговый орган может истребовать документы и информацию у третьих лиц в порядке, установленном ст. 93.1 Кодекса. Ведь такие действия проводятся вне территории (помещения) налогоплательщика и не запрещены Налоговым кодексом РФ.

Выездная проверка может быть приостановлена только в строго определенных случаях, когда налоговикам необходимо (п. 9 ст. 89 Кодекса):

1) получить информацию от иностранных госорганов в рамках международных договоров РФ;

2) провести экспертизы (ст. 95 Кодекса);

3) перевести на русский язык документы, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке (ст. 97 Кодекса);

4) истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документы (информацию), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 Кодекса).

Приостанавливать проверку налоговый орган может неоднократно. Однако есть два ограничения, которые должны при этом соблюдаться.

Первое ограничение - это ограничение по общему сроку приостановления выездной проверки, который не может превышать шести месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 Кодекса).

Второе ограничение связано с приостановлением проверки по пп. 1 п. 9 ст. 89 Кодекса для истребования документов (информации) у контрагента. Приостанавливать проверку по данному основанию налоговый орган может не более одного раза по каждому такому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 Кодекса).

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении. Возобновляется проверка с даты, указанной в решении о возобновлении проверки.


Играй в самые бухгалтерские в мире игры: "Поход в налоговую" и "Баланс". Хорошее настроение гарантировано!



Отключить мобильную версию