Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Банки, валюта, ВЭД

Обсуждаем:

Черные списки ЦБ

avatar 07.02.2019, 18:10
На одном Telegram-канале попался интересный пост, привожу в оригинале:

Говорит ФИлиМОН, черные списки ЦБ.

Как и обещала, расскажу про ситуацию с черными списками ЦБ.
Начнем с того, что официально их нигде не афишируют и даже в ЦБ вам скажут, что таких списков не существует. Но на деле происходит совсем иначе.

Рассмотрим все по порядку:
1. Раз в квартал ЦБ проводит оценку объемов сомнительных операций во всех банках. По завершению отправляют банку информационное письмо. В котором пишут сколько транзитных операций, конвертов и обнала было за квартал.
В дополнение список клиентов, которые эти операции провели, и просьба с ними разобраться. Еще список компаний, которые проводили такие операции в других банках, так же с просьбой (в которой нельзя отказать) – не работать с данными конторами.

2. В ЦБ есть выделенные люди под каждый банк или отдел, которые ежедневно дистанционно мониторят операции. Звонят нашим начальникам и указывают на те или иные схемы. В грубой форме или с угрозами заставляют блокировать клиентов. Плюс ко всему ежедневно направляют списки компаний по всему банковскому сектору и признают транзитными для включения в черные списки (само собой зачастую, мотивы сотрудников ЦБ вызывают сомнения).

Выйти из этих списков невозможно. Для банков это сигнал – растоптать!
Тем не менее бывают случаи, когда компаниям из списка позволяют обслуживаться:
- Вы или ваша организация очень ценные для банка, у вас есть менеджер, который готов заслонить вас грудью и зайти через руководство финмониторинга;
- Но в идеале (при серьезных связях), вы смогли привлечь на свою сторону тех самых сотрудников ЦБ и они и дали добро;

В дополнение к статье расскажу про транзитные операции.

Начну, как обычно с общих понятий для кого то они знакомы, но лишний раз уточнения не помешают.
1. Валовый транзит (определяется низкой налоговой нагрузкой <0.9% от оборотов по списанию за квартал). При этом компания имитирует реальную финансово-хозяйственную деятельность. Обычно такие транзитные компании стоят в первом/втором звене от реального заказчика услуг.
2. Аккумулирующий транзит (сброс НДС), определяют по принципу зашло с НДС вышло без НДС. Обычно на такие компании деньги заходят по разнообразным основаниям и списываются аналогично. Такие компании живут гораздо меньше и риска для банка несут больше.
3. Транзит повышенного риска
- рассылка ЮЛ, ИП на ФЛ.
- рассылка ЮЛ на ИП.
- Платежи от транзитных компаний на оптовые организации, авто дилеров и т.п.(торговый кэш)
Здесь все должно быть понятно - это последнее транзитное звено, предшествующее обналу.
Под каждый из типов транзита банки устанавливают так называемые правила отбора операций. Частота и период отборов зависит от конкретного банка и типа транзита: может быть раз в неделю или ежедневно, все это происходит в режиме онлайн.

Так же к транзитным операциям можно отнести:
- Продажа наличных платежными агентами. По мне так не особо отчается от «торгового кэша», только в этом случае платят на платежные системы (киви, рапида и т.п), сотовых операторов. Наличные забирают из терминалов. В последнее время я честно говоря терминалов оплаты то не видела, может и схема отмерла.

- Вывод через ФССП, по решениям Арбитражных судов. Схема живет, но по объемам уже не то что было раньше. Обороты по ней упали из-за активной огласки центральными СМИ. Для реализации желателен «свой» пристав или судья, фиктивный долг, признание обязательств одной стороны перед другой.

- Депозитные счета нотариуса. При признании долга одной стороны перед другой и документально нарисованного подтверждения, привлекается нотариус, как гарант возврата долга. Нотариус в свою очередь открывает депозитный счет, на который должник переводит сумму долга, снимает наличные и отдает по назначению. Можно и обойтись без «своего» нотариуса, главное сделать хорошие документы.

Надеюсь что статья была вам полезна, и открыла новые потоки для размышлений.
В следующей части расскажу подробно про блокировки 115 ФЗ.
avatar 08.02.2019, 16:18
Постараюсь более подробно рассказать, о блокировке 115-ФЗ.

Люди путают понятия. Блокировка - это когда счет заморожен, на счет деньги прийти не могут, списаться тоже не могут, удаленный доступ отключен. Такой метод применяется в отношении террористов или если деньги украдены или счет арестовали.

Что принято считать «блокировкой 115-ФЗ»?
Вы спокойно работали. Но тут решили снять наличные со счета и я вас спалила. Всё что в моих силах - это отключить вам карту и клиент-банк. Вы захотите принести платежку на контрагента и я смогу отказать вам в операции. И вы попадете в список 550-П.
Начинается замкнутый круг: деньги на счете, клиент-банк отключен, операции проводить не дают. Тем не менее счет не заморожен. Деньги приходят, вы можете оплачивать налоги, никто вас не ограничивает в этом. В сложившейся ситуации можете просто принести заявление на закрытие счета и указать куда перевести остаток. Вы попросту спалились, больше в нашем банке так не делайте. Деньги вам отдадим, так как они ваши.

Процесс принятия решения о блокировке клиента принимается в банках отделами фин. мониторинга и проходит в несколько этапов:
1. Правила и отчет
С определенной периодичностью (обычно раз-два в неделю) из баз данных банка выгружаются отчеты по правилам отбора клиентов и их операций. Правила - это определенные алгоритмы, настроенные для выявления того или иного типа операций. Например, доля снятия наличных, переводы на физиков, объем налоговых платежей и т.п. Такие правила позволяют выявить из всех клиентов банка подозрительных. По причине того, что такие правила не позволяют со 100% вероятностью выявить только подозрительных, а всего лишь 60-70, в бой вступает фин. мониторщик.
2. Анализ фин. мониторщика
Задача фин. мониторщика определить реальный ли бизнес ведет клиент или же он является транзитной компанией/однодневкой.:
- Анализ профиля клиента:
Здесь обращают внимание на дату регистрации, виды деятельности (считают рисковым в первую очередь всё, что связано со строительством и оптовой торговлей), смену ген. директора, совладельцев, количество компаний, зарегистрированных на представителей.
- Анализ выписки:
В первую очередь обращают внимание на налоговые платежи, платежи по хоз. деятельности (аренду, зарплату, канцтовары и прочее), назначения платежей по списанию и зачислению (должна быть логическая связь).
- Анализ контрагентов
Контрагента проверяют на черные списки и так же по аналитическим источникам по типу СПАРК (смотрят профиль контрагентов). Для компаний важно знать с какими контрагентами они сотрудничают, так как даже нормальная компания может получить блок только за то, что работает с контрагентом из черных списков ЦБ.
- Анализ документов
Если по итогу предыдущих пунктов фин. мониторщик не смог принять решение, он может запросить документы по деятельности. В количестве набора документов для запроса он не ограничен и может запрашивать всё что угодно. В документах он будет обращать внимание в первую очередь на отчетность, штатную численность, наличие складов и искать несоответствия в договорах.
3. Принятие решения
В результате всех действий фин. мониторщики могут принять следующие решения:
- Клиент хороший;
- Клиент подозрительный и его надо заблокировать;
- С клиентом можно работать, при выполнении определенных условий.
Когда принимается решение об ограничении операций клиента фин. мониторщику необходимо получить одобрение руководителя. На практике руководитель автоматически подтверждает решение. Он подключается к кейсу только в случае получения претензий от клиента для «разбора полетов».

Небольшой список советов:
- Проверяйте контрагентов;
- Составляйте подробную и логически связанную легенду;
- Рисуйте красивые документы;
- Платите налоги не менее 1% (от оборота по счету);
- Оперативно реагируйте на запросы документов и давайте пояснения по каждому пункту запроса;
- Показывайте штат сотрудников;
- Имейте договора аренды складов (всё равно их никто не проверит) и лучше с фото.
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **         ******   ********   **     **  ******** 
 **        **    **  **     **  **     **     **    
 **        **        **     **  **     **     **    
 **        **        ********   **     **     **    
 **        **        **          **   **      **    
 **        **    **  **           ** **       **    
 ********   ******   **            ***        **    
Сообщение: