Бизнес озвучил восемь замечаний к законопроекту о налоге с продаж

Крупный бизнес попытался доказать, что введение налога с продаж в той конструкции, которая сейчас обсуждается в правительстве, не позволит достичь заявленной цели — решить проблему дефицита региональных бюджетов. Свои замечания по законопроекту РСПП готовится направить в правительство. Минэкономразвития возражения бизнеса поддерживает.

Всего у РСПП восемь замечаний к законопроекту, направленному на прошлой неделе в правительство. Экспертное заключение союза на законопроект (есть у РБК) составлено на основе опроса компаний — членов РСПП. В ближайшие несколько дней оно будет направлено в Минэкономразвития, сообщил РБК представитель РСПП. Минэкономразвития уже направило свои замечания в Минфин, они аналогичны замечаниям РСПП, сообщил РБК представитель министерства.

Законопроект о налоге с продаж Минфин внес в правительство 13 августа. Изменения в Налоговый кодекс позволяют регионам с 1 января 2015 года вводить налог с продаж в размере 3% от цены реализации товаров и услуг. Глава Минфина Антон Силуанов ранее заявлял, что это может принести в казну дополнительно 200 млрд руб. в год. Текст законопроекта практически полностью повторяет конструкцию, которая существовала в Налоговом кодексе до 2004 года.

Предпринимательское сообщество в целом «не поддерживает введение налога с продаж», говорится в материалах РСПП. Принятие законопроекта приведет к сокращению производства, поскольку вырастут цены и упадет спрос на облагаемые налогом товары и услуги. Налог может ударить по конкуренции, если некоторые компании будут уклоняться от его уплаты.

Кроме того, эта мера не позволит решить проблему дефицита региональных бюджетов. Поступления от налога будут сконцентрированы в экономически успешных регионах, с высоким оборотом розничной торговли, считают предприниматели. Эти опасения подтверждают два чиновника финансово-экономического блока. По их словам, за введение налога выступали Москва и Санкт-Петербург.

Но даже если закон будет принят, его будет сложно исполнять, боятся в РСПП. Например, не ясно, каким образом облагать налогом услуги по мобильной связи и как быть с налогообложением компаний, которые занимаются дистанционной и онлайн-торговлей. Также бизнесмены считают, что сложно будет администрировать налог с продаж индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, и компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения.

В Минфине знакомы с замечаниями РСПП, они будут рассмотрены, сообщил РБК представитель министерства. «Претензии к законопроекту объективны. Это может существенно повлиять на качество администрирования и на объем сборов», — говорит эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина. По словам главы Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, собираемость налога с продаж в прежние годы была на уровне 35%, сейчас она будет примерно на уровне 50%.

«Хочу надеяться, что правительство прислушается к критике и доработает законопроект. Это по крайней мере обеспечит поступление той суммы от налога, которая озвучивалась, — порядка 200 млрд руб.», — категорична Суслина.

«Подводные камни» налога с продаж

1. Список товаров и услуг нужно расширить

РСПП предлагает включить в список товаров, которые не будут облагаться налогом с продаж, рыбу и рыбные продукты, овощи свежие или охлажденные, фрукты, ягоды, орехи, мясо и мясные продукты. Эти позиции в законопроекте отсутствуют, что делает их еще более недоступными для малообеспеченных слоев населения, поясняют эксперты РСПП. Кроме того, предлагается расширить список за счет услуг больничных учреждений и ряда других.

2. Есть опасность тройного налогообложения

РСПП не согласен с формулировкой налоговой базы в законопроекте. Она определяется как стоимость реализованных товаров и услуг, исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов. Это фактически предполагает, что к подакцизным товарам будет применяться тройное налогообложение. Союз предлагает следующую формулировку: «стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) без учета налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога с продаж».

3. Нужно изменить налоговый период

РСПП считает, что налоговый период для исчисления налога следует увеличить с календарного месяца до квартала. Компании уже сталкиваются с проблемой устранения ошибок разнесения отчетности и платежей по «региональным» налогам, что приводит к регулярным сверкам расчетов с бюджетом и, как следствие, проблемам в представлении документов на тендеры и потенциальным срывам контрактов. Календарный месяц по такому технически непростому налогу усугубит проблему как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, считают в РСПП.

4. Нужно ввести единую форму отчетности

Форму отчетности и сроки уплаты налога по законопроекту определяют регионы. Это серьезно усложнит работу компаний, работающих в нескольких регионах, если формы отчетности будут не совпадать. РСПП предлагает наделить правом устанавливать форму отчетности «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов».

5. Неясно, что считать датой осуществления операции

В законопроекте перечислены три возможные даты осуществления операции (поступления средств на счет, в кассу или передачи товара покупателю), приоритета нет. Это создает дополнительную неопределенность. Если за основу взят день поступления средств на счета в банках, налог уплачен по итогам месяца, а товар поставлен через месяц, то при отказе покупателя от товара или возврата возникает вопрос, как, кому и в какие сроки возвращается уплаченный налог с продаж. РСПП предлагает зафиксировать, что речь может идти о самой поздней дате из трех.

6. Непонятно, где платить налог

Место осуществления деятельности сложно определить в случае, если речь идет об оказании услуг мобильной связи. Многие компании сектора представлены на территории ряда регионов, а четкого порядка «дробления» налоговой базы между регионами нет. Факт использования касс не срабатывает, если клиент оплатил услуги связи на сайте компании или через автоплатеж. Абонент может перемещаться по стране, что затрудняет определение, где именно оказана услуга. Возникает вопрос при условии выезда абонента за пределы России: будет ли здесь предмет налогообложения в принципе, поскольку с формальной точки зрения российская компания оказывает услугу российскому физическому лицу.

7. Как быть с дистанционной и онлайн-торговлей

Организация и ИП могут быть зарегистрированы на территории одного региона, а товар может быть получен в другом, там может отсутствовать подразделение компании-продавца. При этом организация, которая доставляет товар, будет являться не продавцом, а транспортно-логистической структурой. Соответственно, облагаться налогом с продаж будет только стоимость доставки при условии, что в цене товара она выделена отдельной строкой. Не меньше проблем возникает в случае определения места уплаты налога, если в регионе, где продаются товары, не зарегистрирована компания или ИП, которые являются налогоплательщиком.

8. Как быть с индивидуальными предпринимателями

РСПП замечает, что неясно, каким образом администрировать налог с продаж у ИП, которые применяют патентную систему налогообложения. Они вправе не использовать контрольно-кассовую технику, не предоставляют налоговую декларацию, ведут лишь книгу учета доходов, что недостаточно для администрирования налога с продаж. Отчетности компаний, которые применяют упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог, также недостаточно для успешного администрирования налога.


Источник : РБК