Минфин РФ подготовил и разослал ведомствам на согласование проект закона о введении регионами налога с продаж (НСП). Текст, по данным "Ъ", практически полностью совпадает с текстом отмененной десять лет назад главы Налогового кодекса (НК) об этом налоге. В новой редакции изменена лишь ставка — 3% с цены товаров и услуг вместо прежних 5% — и убрана норма о том, что налог не взимается с безналичных покупок граждан. Формальный подход Минфина к написанию проекта может свидетельствовать о том, что ведомство хотело привычно использовать идею в спорах о способах балансировки бюджета, но встретило неожиданную поддержку.

Законопроект "О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ" подготовлен Минфином в соответствии с поручением Владимира Путина от 3 июля и Дмитрия Медведева от 10 июля этого года. Согласно проекту, в НК с 1 января 2015 года должна появиться новая гл. 30.1 "Налог с продаж". Она установит общие параметры налога, решение о его введении каждый регион будет принимать самостоятельно — принятием отдельного закона.

Плательщиками нового налога станут организации и индивидуальные предприниматели, реализующие физическим лицам товары, работы и услуги. Максимальная ставка налога — 3% от цены реализации (включая НДС и акцизы). Регионы по желанию смогут установить и меньшую ставку, но она должна быть единой для всех — проект запрещает дифференцировать ставку по видам товаров и категориям плательщиков.

Минфин предлагает не брать налог при продаже гражданам хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, растительного масла, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, а также лекарств, детского и диабетического питания, детской одежды и обуви. Этот список частично совпадает с перечнем так называемых социально значимых товаров, которые сейчас облагаются льготной десятипроцентной ставкой НДС. Но есть и отличия: например, льготный НДС действует для мяса, рыбы и овощей — налогом с продаж эти продукты в случае принятия законопроекта будут облагаться по общим правилам. От нового налога проектом также освобождаются услуги предприятий ЖКХ, транспортных организаций, банков, сферы образования, культуры и социального обслуживания.

Есть в перечне освобождений и реализация "зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг". В данном случае освобождение, по всей видимости, вызвано не столько стремлением к социальной справедливости (как в ситуации с базовыми продуктами и услугами), а осторожностью Минфина — начисление трехпроцентного налога при весьма значительных ценах объектов недвижимости могло бы существенно изменить ситуацию на этом рынке и привести к расцвету схем ухода от налогообложения.

Впрочем, применительно к параметрам этого законопроекта вряд ли стоит всерьез говорить о замыслах и мотивации именно Минфина. Дело в том, что все перечисленное содержалось и в прежней, действовавшей до 1 января 2004 года гл. 27 НК "Налог с продаж" — тексты двух документов практически неотличимы. В новой редакции исчезла норма о том, что налог взимается лишь при продажах за наличный расчет, а также с использованием банковских карт (сейчас его предлагается брать вне зависимости от способа оплаты). Кроме того, изменена ставка платежа - 3% вместо 5% — и внесены несущественные технические дополнения. Никакого решения серьезной юридической проблемы прежней версии не предложено. Конституционный суд (КС) РФ в 2003 году признал одновременное взимание НДС и налога с продаж неконституционным. Впрочем, речь в споре в КС тогда шла только о двойном обложении покупок, совершаемых индивидуальными предпринимателями. Хотя обычной мировой практикой является взимание или НДС (страны Евросоюза), или налога с продаж (США), само по себе сочетание двух налогов в одной налоговой системе КС не запрещено и теоретических проблем системе налогообложения не создает.

Во многом почва для введения НСП была подготовлена вице-премьером Аркадием Дворковичем — он много лет призывал к замене этим налогом НДС, но речь шла о снижении, а не о росте налоговой нагрузки. Напомним, Минфин начиная с 2006 года последовательно отвергал идею возрождения налога с продаж, говоря не только о юридических проблемах, но и о сложном администрировании и плохой собираемости этого платежа. Однако в июне этого года ведомство неожиданно включило упоминание о необходимости дать право регионам вводить этот платеж в свои "Основные направления бюджетной политики на 2015-2017 годы". Уже после этого заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко публично призывала относиться к этой идее как к поводу "пообсуждать в обществе" возможность поднятия налогов в принципе.

Как писал "Ъ", такая двойственность позиции может означать, что на деле Минфин налог вводить не собирался и рассчитывал использовать его лишь как угрозу в спорах о способах балансировки бюджета. По неподтвержденной информации, 30 июля на совещании у президента Минфин вместе с Минэкономики и вовсе выступали против идеи налога. Тем не менее поручение руководства страны о подготовке соответствующего законопроекта Минфином было получено и исполнено без большого энтузиазма.

Несмотря на сигналы о готовности Кремля ввести НСП, публичной информации о том, что решение принято, до сих пор нет. Отметим, в нынешней политической конструкции федеральной власти будет весьма непросто убедить налогоплательщиков в том, что политическую ответственность за рост нагрузки несут региональные власти. Среди российских граждан разбираются в том, какие налоги и в какой бюджет уплачиваются, в основном топ-менеджеры компаний и сотрудники бухгалтерий, большая часть населения не видит оснований для смысловых различий между федеральными и региональными налогами. Минфину, Кремлю и Белому дому будет крайне сложно убедить кого-либо в том, что решение о налоге принималось не в центре, а губернаторами, самостоятельно воспользовавшимися данными им налоговыми полномочиями.