Минфин против применения коэффициента-дефлятора для УСН в этом году

Этим летом был подписан закон 266-ФЗ о переходном режиме для тех, кто перебирает лимиты по УСН. Для случаев, когда доходы превысили 150 млн, но не более чем на 50 млн, а численность – 100 человек, но не более чем на 30 человек, повысится налоговая ставка. Для УСН с объектом "доходы" она составит 8%, для "доходы минус расходы" – 20%. Это будет применяться только начиная с того квартала, в котором "потолки пробиты". К доходам за те кварталы, в которых "стандартные" лимиты выдерживались, будут применяться ставки 6% или 15%. Условиями для безоговорочного слета с УСН теперь являются 131 человек и более 200 млн рублей.

Когнитивный диссонанс

Упомянутый закон вступил в силу с начала этого года. И это Минфин называет причиной того, почему не следует применять к указанным лимитам – 150 млн и 200 млн рублей – коэффициент-дефлятор, установленный для УСН на этот год в размере 1,032 (письмо от 27.01.2021 № 03-11-06/2/4855). Коэффициент повысил бы лимиты до 154,8 млн и 206,4 млн. Но – нет, ориентируйтесь на неповышенные.

Более того: Минфин считает нужным применять коэффициент, установленный конкретно на 2021 год, к показателям 2022-го. В другом письме ведомство пишет, что величина предельного размера доходов, ограничивающая право перейти на УСН, с 1 января 2021 года составляет 112,5 млн рублей, с 1 января 2022 года – 116,1 млн рублей, то есть – 112,5 млн рублей x 1,032 (письмо от 01.02.2021 № 03-11-06/2/5885). Кстати, пунктуация в письме именно такая, из которой следует: "с 1 января 2021 года составляет", а не "перейти на УСН с 1 января 2021 года".

И даже, если бы говорилось о "перейти на УСН с 1 января 2021 года", всё только на первый взгляд выглядело бы верным: для перехода на УСН с 2022-го можно набрать 116,1 млн за 9 месяцев 2021-го, то есть навскидку дефлятор применен как бы правильно. Но это – если не читать НК: ведь величина предельного размера доходов, ограничивающая право перейти на УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Так что величина дохода 116,1 млн должна была бы быть ограничителем для перехода на УСН с 2021 года, а сам такой доход должен был быть получен в 2020 году.

"Это как же, вашу мать, извиняюсь, понимать?"

Логика чиновников не очень понятна. Само по себе вступление закона в силу позднее, чем утверждены дефляторы (приказ Минэка вышел в ноябре) вряд ли может препятствовать применению дефлятора. Дело в том, что норма НК, в которой указан порядок индексации – пункт 2 статьи 346.12 – новым законом изменениям не подверглась. Так что приказ Минэка ей соответствовал как на момент принятия, так и соответствует после нового года.

Со вступлением в силу закона 266-ФЗ в новой редакции был изложен последний абзац пункта 4 статьи 346.13 – в нем перечисляются все нормы о лимитах и говорится о том, что они индексируются в порядке, установленном всё тем же пунктом 2 статьи 346.12. Таким образом, факт правки данного абзаца тоже не делает приказ Минэка недействительным в части УСН (раз в этом абзаце есть отсылка на "неизменный" пункт 2 статьи 346.12).

Возможно, Минфин считает, что, поскольку новые лимиты установлены буквально только что (с начала их применения ни одного года еще не прошло), то и индексировать повода нет, ведь эти лимиты актуальны для нынешних условий. Однако такие умозаключения не подкреплены никаким законодательными положениями – Минфин не приводит норм, запрещающих индексировать свежеустановленные лимиты.

Так что – мнение, конечно, весьма спорное, но все-таки оно существует, и налогоплательщикам не следует удивляться, если это мнение станет руководством к действию для налоговиков при проверках.


Источник : Audit-it.ru