О ежемесячных отчетах, представляемых в службу занятости

В 2022 году работодатели (учреждения культуры – не исключение) должны ежемесячно подавать в центр занятости сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о количестве работающих инвалидов, о введении режима неполного рабочего времени или простоя, о переводе сотрудников на удаленную работу, о сокращении и др. (далее – сведения и информация). Для выполнения указанной обязанности учреждениям нужно заполнить несколько отчетов, формы которых утверждены новым приказом Минтруда. Какие это отчеты и как их заполнить, расскажем в данном материале.

Нормативное регулирование

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 работодатели (в том числе учреждения) обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

Обратите внимание: конкретный (и/или крайний) срок исполнения указанной обязанности Законом № 1032-1 не установлен. Не назван точный срок и в принятых (Правительством РФ и профильным ведомством) в исполнение вышепоименованной нормы подзаконных актах.

В то же время обозначенный срок может быть определен в соответствующем нормативном акте, принятом властями субъекта РФ. К примеру, Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2014 № 670 утвержден Порядок представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения центры занятости населения районов (городов) Нижегородской области (далее – Порядок по НО). В нем установлено, что представлять сведения и информацию работодателям нужно до 2-го числа месяца, следующего за отчетным.

Общий порядок подачи работодателями сведений и информации в службу занятости (размещения их на портале «Работа в России) определен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576 (далее – Постановление Правительства РФ),которым утверждены Правила представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Правила № 2576). Заметим: они во многом идентичны положениям региональных постановлений.

Правила № 2576 вступили в силу 1 января 2022 года. Для отдельных работодателей предусмотрено исключение – названные сведения и информацию с 2022 года они обязаны представлять только путем размещения на портале «Работа в России» (альтернативный вариант – подача отчетов в службу занятости – для них неприемлем), а с 2023 года они смогут представлять эту информацию через сайт госуслуг.

Обратите внимание: порядок размещения информации на портале «Работа в России» определен Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 885 (далее – Правила № 885).

Порядок представления сведений и информации

Большинство учреждений-работодателей может представлять вышеназванные сведения и информацию одним из следующих способов по их выбору (п. 3 Правил № 2576):

В свою очередь органы службы занятости должны разместить представленные сведения и информацию на портале «Работа в России» в течение 1 рабочего дня со дня их подачи учреждением-работодателем (п. 4 Правил № 2576).

Особый порядок представления вышеназванных сведений и информации п. 5 Правил № 2576 установлен:

Приведенные организации в 2022 году представляют сведения и информацию посредством их размещения на портале «Работа в России». С 2023 года эту информацию они смогут подавать через портал госуслуг (п. 3 Постановления Правительства РФ).

Сведения и информация, представленные через портал госуслуг, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 6 Правил № 2576).

Формы отчетов для подачи сведений и информации

Формы отчетов для подачи сведений и информации в службу занятости (или для размещения этой информации на портале «Работа в России») утверждены Приказом Минтруда России от 26.01.2022 № 24 (далее – Приказ № 24) (в редакции Приказа Минтруда России от 14.02.2022 № 57). Актуальные для учреждений культуры формы отчетов приведены в таблице.

Название отчета

Отражаемые сведения

Сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров (приложение 1 к Приказу № 24)

1. Сведения о работодателе (в том числе полное наименование, организационно-правовая форма, форма собственности, ОГРН/ОГРНИП, ИНН/КПП, вид экономической деятельности (по ОКВЭД), юридический адрес и адрес местонахождения (организации и ее подразделений), телефон, адрес электронной почты).

2. Место представления сведений (субъект РФ или учреждение службы занятости населения).

3. Причины принятия решения об увольнении работников.

4. Основание для увольнения работников (ликвидация организации или сокращение численности и штата работников).

5. Среднесписочная численность работников (без совместителей).

6. Численность работников, предполагаемых к увольнению.

7. Дата начала мероприятий по ликвидации организации или по сокращению численности/штата работников.

8. Дата окончания мероприятий по ликвидации организации или по сокращению численности/штата работников (дата увольнения работников).

9. Численность работников, уволенных из-за санкций с начала текущего года.

10. Численность работников, уволенных с начала текущего года (предполагаемых к увольнению) в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений.

11. Сведения о работниках, подлежащих увольнению (о каждом работнике, подлежащем увольнению)

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о приостановке производства, а также об организации дистанционной (удаленной) работы (приложение 2 к Приказу № 24)

1. Сведения о работодателе (в том числе полное наименование, организационно-правовая форма, форма собственности, ОГРН/ОГРНИП, ИНН/КПП, вид экономической деятельности (по ОКВЭД), юридический адрес и адрес местонахождения (организации и ее подразделений), телефон, адрес электронной почты).

2. Место представления сведений (субъект РФ или учреждение службы занятости населения).

3. Мероприятия, проводимые по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (введен режим неполного рабочего времени (неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели) либо принято решение о приостановке производства или решение об организации дистанционной (удаленной) работы).

4. Причина принятия решения о введении режима неполного рабочего времени либо о приостановке производства.

5. Среднесписочная численность работников на момент введения режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели).

6. Среднесписочная численность работников на момент приостановки производства.

7. Численность работников (в том числе работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя; не работающих в связи с приостановкой производства; находящихся в отпусках без сохранения заработной платы; работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина); находящихся в простое в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина); находящихся на дистанционной (удаленной) работе; находящихся на временной дистанционной (удаленной) работе в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина)).

8. Продолжительность неполной рабочей недели (неполного рабочего дня (смены)).

9. Период, на который установлен режим неполного рабочего времени по инициативе работодателя или приостановлено производство.

10. Размер задолженности по заработной плате

Информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов (приложение 4 к Приказу № 24)

1. Сведения о работодателе (в том числе полное наименование, организационно-правовая форма, форма собственности, ОГРН/ОГРНИП, ИНН/КПП, вид экономической деятельности (по ОКВЭД), юридический адрес и адрес местонахождения (организации и ее подразделений), телефон, адрес электронной почты).

2. Место представления сведений (субъект РФ или учреждение службы занятости населения).

3. Наличие или отсутствие в отчетном месяце работников, имеющих инвалидность.

4. Организация обучения работников, имеющих инвалидность (при проведении соответствующих мероприятий).

5. Профессиональная адаптация работников, имеющих инвалидность (наличие специально созданных условий труда, создание специального рабочего места, обеспечение оборудованным рабочим местом, социально-психологическое и социально-трудовое сопровождение в процессе закрепления на рабочем месте).

6. Иные сведения

Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (приложение 5 к Приказу № 24)

1. Сведения о работодателе (в том числе полное наименование, организационно-правовая форма, форма собственности, ОГРН/ОГРНИП, ИНН/КПП, вид экономической деятельности (по ОКВЭД), юридический адрес и адрес местонахождения (организации и ее подразделений), телефон, адрес электронной почты).

2. Место представления сведений (субъект РФ или учреждение службы занятости населения).

3. Среднесписочная численность работников за отчетный период (без учета работников, занятых на работах с вредными условиями труда).

4. Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов.

5. Численность работников, трудившихся на квотируемых рабочих местах за отчетный период (отражается численность трудоустроенных инвалидов, имеющих рекомендации к труду, отработавших на квотируемых рабочих местах не менее 15 дней в отчетном периоде).

6. Численность инвалидов, не трудоустроенных в счет установленной квоты, на конец отчетного периода.

7. Количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

8. Численность инвалидов, работающих сверх установленной квоты, на конец отчетного периода.

9. Справочная информация об инвалидах.

10. Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о рабочих местах, выделенных или созданных для трудоустройства инвалидов (действующих в отчетном периоде).

11. Иные сведения

Здесь уместно добавить, что отдельная форма для представления сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей Приказом № 24 не утверждена. Это может создать определенные проблемы для тех работодателей, которые будут подавать отчеты непосредственно в службу занятости. Но им следует учесть, что форма такого отчета может быть утверждена на региональном уровне. К примеру, в приложении к Порядку по НО приведена форма «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)». А в пункте 3 Порядка по НО сказано, что названные сведения представляются только по этой форме.

Учреждения, решившие подавать сведения и информацию через портал «Работа в России», подобных сложностей, очевидно, не испытают, поскольку возможности данного информационного ресурса позволят им легко заполнить необходимые сведения об имеющихся у них вакансиях. Кстати, в п. 28 Правил № 885 прямо сказано, что работодатель, ежемесячно размещающий информацию о вакансиях на портале в соответствии с названными правилами, считается выполнившим требования ст. 25 Закона № 1032-1 в части представления органам службы занятости информации о вакансиях.

Вместе с тем периодичность размещения сведений на портале – ежемесячно – в Правилах № 885 тоже не конкретизирована, что допускает ее двоякое толкование и, как следствие, влечет дополнительные риски для работодателей в части ответственности за надлежащее выполнение обязанности по размещению указанных сведений и информации.

Ответственность за непредставление отчетности в центр занятости

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в службу занятости установленных законом сведений, а равно их представление в искаженном виде влекут наложение административного штрафа:

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов работодателю на основании ст. 5.42 КоАП РФ грозит штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Кроме того, несданная отчетность может спровоцировать проверку со стороны трудовой инспекции. В итоге размеры штрафов могут оказаться еще больше.