Срок подачи иска о моральном вреде при трудовых нарушениях увеличат: проект в ГД

В Госдуму внесен законопроект, позволяющий работникам, чьи права нарушены, требовать компенсации морального вреда отдельно от "основного" иска и позже (№ 1075006-7). До недавнего времени шансы были нулевыми, если не заявить про такой вред вместе с иском о нарушенных трудовых правах – до тех пор, пока КС не предписал действовать иначе. Теперь в соответствие с указаниями КС приведут нормы ТК.

Инструкции КС – в ТК

Статья 391 ТК содержит общие нормы о рассмотрении индивидуальных трудовых споров в судах, в том числе – список поводов для таких споров. Это список планируется дополнить – внести в него также споры по заявлениям работников о возмещении морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействиями работодателя.

В статью 392 ТК при этом допишут, что требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, может быть заявлено вместе с требованием о восстановлении этих прав или же – в течение трех месяцев после того, как судом эти права были восстановлены. Законопроект соответствует тому, что ранее выносилось на общественное обсуждение.

С чего все начиналось

Гражданин Ч. в 2013 году заключил с региональным УФСИН контракт о службе и стал курсантом юридического факультета профильной академии. Через четыре года его отчислили по итогам служебной проверки. Ч. по суду восстановился в вузе в январе 2018 года, а в августе 2018 года – подал новый иск, требуя компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным отчислением. 

Ч. полагал, что уложился в трехмесячный срок обращения с иском – по мнению истца, срок начинался с 4 июля 2018 года, когда вступило в законную силу решение суда по восстановлению Ч. в рядах курсантов. 

Но суды двух инстанций указали, что срок отсчитывается с 4 августа 2017 года – с даты издания приказа об отчислении: тогда Ч. узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Значит, срок "давности" истёк ещё 4 ноября 2017 года. Ч. отказали в иске и передаче дела в кассацию. Тогда дипломированный юрист пожаловался в КС, поставив под вопрос конституционность части 1 статьи 392 ТК, которой установлен срок исковой давности в три месяца. 

Что откуда вытекает

Как правило, требование компенсации морального вреда, причиненного решениями и действиями (бездействием) работодателя, предъявляется в суд одновременно с требованием, из которого оно вытекает. Соответственно, не возникает сомнений относительно применения сроков, установленных в части 1 статьи 392 ТК, указал КС. Вместе с тем, работник вправе подать иск после разрешения судом индивидуального трудового спора, в том числе и после вступления решения суда в законную силу.

Сам по себе иск о компенсации морального вреда относится к требованиям о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ. Таким образом, к требованию о компенсации морального вреда, когда оно заявлено самостоятельно, не могут применяться сроки, предусмотренные спорной нормой ТК. 

КС постановил, что в части 1 статьи 392 ТК есть противоречие Конституции, и законодателю необходимо урегулировать этот пробел (постановление КС № 35-П от 14.07.2020).

До внесения изменений в ТК, требование о компенсации морального вреда может быть заявлено одновременно с требованием о восстановлении прав, либо в течение трёх месяцев с момента вступления в силу решения суда, которым права были восстановлены.


Источник : Audit-it.ru