ВС: гражданин-банкрот, уличенный в обмане, не может претендовать на списание долгов

З. обратился в суд с иском о признании его банкротом. Назначен конкурсный управляющий, установивший, что требования кредиторов – ФНС и двух банков – составляют почти 77 млн рублей. При этом имущества должника недостаточно для погашения обязательств. Его доходы едва покрывают расходы и приближены по своему размеру к прожиточному минимуму в регионе, так что погашение кредиторской задолженности за счет получаемых доходов невозможно. Требования погашены на 10 тысяч рублей.

З. просит применить к нему правила об освобождении от исполнения обязательств.

Суды двух инстанций (дело № А48-7405/2015) отказали в удовлетворении иска, установив, что истец действовал недобросовестно в ходе процедуры банкротства. Он представил недостоверную информацию о том, что получает зарплату только в ООО «Т», хотя на самом деле также являлся руководителем в двух других фирмах. Кроме того, в декларациях за 2002-2003 годы он указал недостоверные сведения о доходах, что было установлено приговором суда в рамках уголовного дела в 2009 году. До 2014 года З. задолженность погасил, однако суды это учли в данном деле, несмотря на давность.

Пункт 4 статьи 213.28 закона «О несостоятельности (банкротстве)» исключает возможность освобождения от обязательств в случае представления конкурсному управляющему недостоверных сведений или незаконных действий гражданина, в том числе мошенничества и уклонения от уплаты налогов.

Окружной суд отменил решение судов, полагая, что непредставление сведений о руководстве другими фирмами не повлияло на формирование конкурсной массы, поскольку размер зарплаты, полученной истцом в этих компаниях, был значительно меньше общего размера задолженности перед кредиторами. Доказательств умышленных действий истца при получении кредита не представлено.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС (310-ЭС17-14013 от 25.01.2018) разъяснила, институт банкротства граждан предусматривает механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, – списание долгов. Банкротство предоставляет гражданину шанс заново выстроить экономические отношения, чем ущемляет права кредиторов.

Вследствие этого к гражданину-должнику предъявляются повышенные требования в части добросовестности. Признаки недобросовестного поведения гражданина приведены в пункте 4 статьи 213.28 закона о банкротстве. Наличие данных признаков не позволяет оказать гражданину помощь в выходе из кризисной ситуации через процедуру реструктуризации долгов. По мнению судебной коллегии, поведение истца не связано с ошибкой, совершенной при добросовестном заблуждении. В силе оставлено решение апелляции.


Источник : Audit-it.ru