Суды против освобождения от налогообложения доходов от незаконной деятельности

Ш. был зарегистрирован в качестве ИП с 2000 года, а в апреле 2010 года утратил статус ИП. В ноябре 2012 года он вновь зарегистрировался в качестве ИП и занимался обработкой отходов и лома черных металлов и оптовой торговлей ими, применяя УСН с объектом налогообложения «доходы». В 2012 году он доходы не задекларировал, а в 2013 году задекларировал 837 тысяч рублей.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что до регистрации в 2012 году Ш. занимался приемкой лома и отходов черных и цветных металлов от населения и юрлиц. На основании свидетельских показаний, расходных кассовых ордеров, приемосдаточных актов, материалов уголовного дела, возбужденного против Ш., инспекция исчислила доход, обложив его налогами по общей системе. Также инспекцией установлено, что в 2013 году предпринимателем учтены не все доходы – инспекция доначислила налог по УСН, пени и штраф.

Предприниматель оспорил решение в суде (дело № А13-5683/2015), полагая, что доначисление налогов на доходы, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, противоречит НК. По его мнению, ведение незаконной деятельности охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК (штраф за незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере).

Суд первой инстанции отменил штрафы, указав на привлечение истца к уголовной ответственности по пункту «б» части 2 статьи 171 УК.

Апелляция признала законным решение инспекции, указав, что привлечение к уголовной ответственности не освобождает истца от налоговой, поскольку при привлечении к уголовной ответственности факты неуплаты конкретных налогов не устанавливались. Абзацем четвертым пункта 2 статьи 11 НК предусмотрено, что физлица, не зарегистрированные в качестве ИП, но ведущие предпринимательскую деятельность, при исполнении обязанностей, предусмотренных НК, не праве ссылаться на то, что они не являются предпринимателями.

Кассация (Ф07-595/2017 от 02.03.2017) согласилась с выводами апелляции, отметив: «в нарушение статьей 173, 174, 227, 346.21 НК РФ заявитель не исчислил и не уплатил НДС, НДФЛ и единый налог по УСН, подлежащие уплате в бюджет, что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Кроме того, в нарушение пункта 5 статьи 174 НК РФ, заявитель не представил налоговые декларации по НДС, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК».


Источник : Audit-it.ru