Документы по кредиторке сгорели в пожаре - суды не нашли оснований включить ее в доходы

В 2005 - 2008 годах у компании возникла кредиторская задолженность перед третьими лицами, и не была погашена в течение трех и более лет. Однако фирма не включила указанную задолженность в доход, представив договор перевода долга на новых кредиторов и уведомление от них о приобретении права требования долга. При этом документы о возникновении задолженности были уничтожены в ходе пожара.

По результатам выездной налоговой проверки за 2011 год инспекция доначислила компании-должнику налог на прибыль, пени и штраф, установив, что договоры цессии заключены с «номинальными» компаниями, а подписаны неустановленными лицами. По мнению инспекции, данные договоры не порождают правовых последствий, и указанные суммы подлежат учету во внереализационных доходах 2011 года.

Суды трех инстанций (дело № А76-19542/2013) согласились с выводами инспекции о ничтожности спорных договоров.

Однако, по мнению судов, задолженность подлежит списанию в определенный налоговый период (год истечения срока исковой давности), а не в произвольно выбранный. Эта обязанность подлежит исполнению вне зависимости от того, проводилась ли налогоплательщиком инвентаризация задолженности, и был ли издан приказ о ее списании по результатам инвентаризации.

В данном случае первичные документы о возникновении кредиторской задолженности отсутствуют, причем, нет возможности определить налоговый период ее возникновения, а значит - и тот, в котором истек срок исковой давности. Значит, спорная задолженность не подлежит включению в доходы в 2011 году.


Источник : Audit-it.ru