ФАС нашла 27 поводов придраться к ритейлерам

Федеральная антимонопольная служба намерена снизить максимально допустимую долю одного ритейлера на региональном продовольственном рынке с 35% до 10%, ограничить выделение участков сетям, подошедшим к этому порогу, и избавить поставщиков от кабальных условий. Изучив договоры производителей с крупными сетями, ФАС предъявила претензии к 27 пунктам.

Прошлой осенью министр сельского хозяйства Алексей Гордеев написал президенту письмо с просьбой защитить сельхозпроизводителей, и Путин поручил ФАС провести проверку сетей и принять меры. В конце прошлой недели ведомство создало экспертный совет по развитию конкуренции в розничной торговле. В него кроме чиновников антимонопольного ведомства вошли владельцы и топ-менеджеры крупнейших розничных сетей.

Вчера на первом заседании совета замруководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил, что ведомство собирается внести в разрабатываемый сейчас МЭРТ закон “О торговле” пункт о снижении “порога доминирования” розничных компаний на региональных продовольственных рынках с 35%, прописанных в законе о конкуренции, до 5-10%. А Михаил Евраев, начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС, пообещал рассмотреть вопрос об ограничении “допуска к выделению” земельных участков сетям, занимающим более 20% локального рынка. Антон Порядин, руководитель отдела практики и стратегии АТ Kearney, считает, что к этому порогу даже крупнейшие розничные сети подойдут не ранее 2010 г. По его оценке, пока три самые большие сети — “Магнит”, “Пятерочка” и “Перекресток” — вместе занимают менее 6% федерального рынка. А президент одной из крупных региональных компаний полагает, что если норма станет действовать, то сети раздробят бизнес на несколько компаний с магазинами разных форматов.

Кашеваров обнародовал список из 27 пунктов, включаемых ритейлерами в договоры поставки и мешающих, по мнению ФАС, развитию конкуренции среди поставщиков. ФАС предъявила претензии к практике взимания с поставщиков “платы за вход”; требованию предоставлять ритейлерам отпускные цены, позволяющие установить наценку до 20% и при этом продавать товар не дороже средней розничной цены, доплачивать за расширение ассортимента в магазине и за аренду полок в торговом зале; обязанности поставщика предоставлять скидки на товар во время промоакций и 45-дневной отсрочке платежа за реализованный товар. Ритейлеры требуют, чтобы поставщики компенсировали даже потери от краж в магазинах. “Нередко производители вынуждены уходить с рынка, не выдержав огромного числа штрафов, которые взимают сети”, — добавил Тимофей Нижегородцев, начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС. Александр Злочевский, президент Российского зернового союза, выступавший на совете от имени поставщиков, жаловался и на то, что ритейлеры заставляют небольших производителей работать под собственными торговыми марками сетей, лишая их возможности продвигать собственные бренды. Кашеваров пообещал в течение месяца решить, что делать со спорными пунктами в договорах поставок.

Лев Хасис, главный исполнительный директор X5 Retail Group, от имени ритейлеров призвал ФАС не перегибать палку и не возвращаться во времена плановой экономики. При этом он согласился, что сетям нельзя выдвигать одинаковые требования для российских производителей и для крупных поставщиков, например Procter & Gamble или Coca-Cola. По его мнению, ритейлерам стоит изъять из делового оборота такие понятия, как бонус за вход в сети, гарантия маржинальной доходности, сборы за открытие новых магазинов или перевод товара в магазин другого формата. А Карнаухов пытался объяснить, что ритейлеры создавали свои сети на кредиты с 250% годовых и именно этим объясняются жесткие условия работы с поставщиками.

Ведомости