Налоговый рай и ад - это Мальдивы и Белоруссия. Россия посередине

Специалисты Всемирного банка (ВБ) и PricewaterhouseCoopers (PwC) проанализировали уровень налоговых ставок и методы сбора налогов. В исследовании рассматривались 175 налоговых систем мира. Их оценивали по критериям уровня налогового бремени, простоты законодательства, временных затрат на уплату налогов и их количества, пишут "Ведомости".

Рейтинг возглавляют Мальдивы: для уплаты одного налога компании необходимо меньше часа в год. В 20 лучших входят ОАЭ, Ирландия, Швейцария, Новая Зеландия, Дания и Норвегия. В числе худших — 20 стран: Боливия, Венесуэла, Китай, Алжир, Украина и Белоруссия, Россия находится примерно посередине. Наибольшее количество платежей в год в Узбекистане (130), больше всего времени на уплаты налогов требуется в Бразилии (2600 часов).

Главная проблема налоговых законов — их сложность и запутанность. В 2005 г. каждая фирма в мире представила в среднем 35 страниц налоговых деклараций (от 175 страниц в Камеруне до 17 в Австралии). Причем бедные страны имеют более запутанную систему и высокие ставки, поэтому 80% их бизнеса работает неофициально и налогов не платит.

Самое запутанное законодательство в Великобритании. Ее свод налоговых правил состоит из 8300 страниц. Больше налоговый кодекс только в Индии (9000 страниц), в России — всего 700.

В Белоруссии компании обязаны заплатить 125 платежей. Несмотря на льготы, сборы составляют 186% прибыли, а на их уплату надо 1188 часов в год.

Российские компании обязаны платить 23 налога, составляющих 54,2% прибыли. Учитывая, что на уплату налогов в мире уходит в среднем 332 часа в году, российские 256 часов — неплохой показатель.

Российскому налогообложению мешают раздельное ведение бухгалтерского и налогового учета, чрезмерное количество налогов и трудность определения налоговой базы. Россия давно интегрируется в мировую экономику, но формы подготовки отчетности соответствуют международным только у банков. Безусловными плюсами отечественной системы является ее упрощенность, освобождение от НДС малого бизнеса и тенденция к снижению налоговых ставок.