СК хочет законодательно ограничить проведение фиктивных операций

Об этом сообщил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, разместивший статью в "Российской газете".

Он отмечает, что Налоговый кодекс РФ рассчитан на добросовестного налогоплательщика. В НК "отсутствуют эффективные правовые механизмы противодействия злоупотреблениям гражданскими правами в налоговых правоотношениях", что привело к широкому распространению "откровенно недобросовестных схем ухода от налогообложения".

"Они основаны на мнимых и иных сделках, фиктивных реорганизациях и использовании организаций с ненадлежащей юридической личностью. Такие действия направлены не на порождение надлежащих гражданско-правовых последствий, а исключительно на избежание возникновения налоговой обязанности или уменьшение ее размера. При этом Налоговый кодекс России даже не предусматривает прямой запрет на подобного рода действия", - высказывает мнение Бастрыкин.

СК РФ разработал проект закона, предусматривающий внесение изменений в ряд законодательных актов, основанный на передовом мировом опыте противодействия подобного рода схемам ухода от уплаты налогов.

"В проекте закона предусматривается введение прямого запрета на злоупотребление гражданским правом в сфере налогообложения, то есть осуществление таких прав исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате налога либо уменьшить сумму налога", - поясняет Бастрыкин, добавляя, что такие действия повлекут публично-правовую и уголовную ответственность.

По мнению главы СК, таким образом удастся пресечь "ставшие уже давно нормой откровенно фиктивные сделки, направленные исключительно на избежание уплаты налогов".

"Если же сделка или иное действие, направленное на реализацию гражданских прав налогоплательщика, преследовали цель не только снижения налоговой нагрузки, но реальную экономическую цель, то вне зависимости от того, была достигнута эта цель или нет, налоговый орган будет вправе изменить юридическую квалификацию результатов такой сделки или действия для целей налогообложения лишь в том случае, если экономическая выгода преобладала над снижением суммы подлежащих уплате налогов", - пишет Бастрыкин. 

В данном случае, как он предполагает, публично-правовая ответственность наступать не будет. "Однако если при этом цель снижения налоговой нагрузки была доминирующей, налоговый орган будет вправе провести налоговую реконструкцию и изменить юридическую квалификацию ряда хозяйственных операций".

Законопроект предусматривает введение в Налоговый кодекс России понятия "налоговая оптимизация" и установление границы между налоговой оптимизацией как правомерным видом деятельности по снижению размера налоговой обязанности и уклонением от уплаты налогов.

"Налоговая оптимизация определяется как снижение суммы подлежащих уплате налогов или сборов любым не запрещенным настоящим кодексом способом. В том числе за счет уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, возврата (зачета) или возмещения суммы налога из бюджета", - говорится в статье председателя СК.

В понятийный аппарат НК также вводятся такие понятия, как "фиктивная хозяйственная операция" и "фиктивная организация", а также вводится установление прямого запрета на совершение фиктивных хозяйственных операций, а также на использование в деятельности налогоплательщика фиктивных организаций.

"Под фиктивной хозяйственной операцией предполагается понимать операцию хозяйственной деятельности, отраженную в первичных документах и (или) регистрах бухгалтерского учета и налоговой отчетности лишь для вида, без намерения ее совершить (притворная хозяйственная операция) либо совершенную с намерением прикрыть другую хозяйственную операцию, которая была совершена фактически (мнимая хозяйственная операция).

Фиктивная организация определяется как юридическое лицо, не осуществляющее реальной предпринимательской или иной экономической деятельности либо создающее имитацию такой деятельности, созданное и (или) используемое исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате налога либо уменьшить сумму налога.

Предусмотрены и корреспондирующие указанным запретам полномочия налоговых органов по применению санкции в случае нарушения налогоплательщиком этих обязанностей. В частности, в случае выявления притворных хозяйственных операций предусмотрено полномочие определить налоговые последствия деятельности налогоплательщика без учета таких хозяйственных операций. При выявлении мнимых хозяйственных операций - определить налоговые последствия деятельности налогоплательщика с учетом фактически совершенных хозяйственных операций. В случае выявления хозяйственных операций налогоплательщика с фиктивной организацией, совершенных с намерением избежать возникновения обязанности по уплате налога либо уменьшить сумму налога, предусмотрена возможность определить налоговые последствия деятельности налогоплательщика без учета результатов деятельности фиктивной организации", - пишет Бастрыкин.

Перечисленные выше налоговые последствия совершения фиктивных хозяйственных операций, а также использования фиктивных организаций, предполагающие изменение их юридической квалификации, смогут применять также и следователи при уголовно-правовой оценке той или иной схемы снижения суммы подлежащих уплате налогов.

Предусматривается дополнение в КоАП новой статьей 19.271, устанавливающее ответственность за создание и (или) использование в деятельности заведомо фиктивного юридического лица, а также установление ограничения права лиц, признанных виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.271 КоАП, а также преступлений, предусмотренных статьями 173.1, 173.2 УК, на создание новых организаций на определенный срок.


Источник : Audit-it.ru