Льготы по уплате страховых взносов противоречат Конституции

Испугавшись последствий повышения страховых взносов до 34% с 2011 года, власти сделали малому бизнесу подарок, разрешив некоторым категориям предпринимателей платить только 26%.

Как стало известно РБК daily, это решение может противоречить Конституции и скорее всего будет оспорено в Конституционном суде. Недовольны льготой и сами предприниматели — индивидуализированный подход ставит работников в неравное положение: те, кто платит больше, вынуждены финансировать пенсии тех, кто платит меньше.

Дифференциация тарифов страховых взносов для малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, противоречит Конституции. К таким выводам пришли эксперты аудиторской компании МКПЦН. Провести «экспертизу на конституционность» аудиторы решили после многочисленных обращений клиентов, жаловавшихся на то, что пониженные тарифы страховых взносов разрешены далеко не всем предпринимателям.

Согласно действующему законодательству в период 2011—2012 годов некоторые налогоплательщики, применяющие упрощенку, могут платить не 34%, а 26%. Это компании, занимающиеся IT, научными исследованиями, образованием, здравоохранением и пр. Всего под льготную категорию подпадает 36 видов деятельности.

«Учитывая, что основной круг налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения, — это малые предприятия, для последних уста­новлены неравные условия налогообложения, с предоставлением преимуществ по непонятному принципу», — считают в МКПЦН. То есть положение о пониженных тарифах, прописанных в 432-ФЗ от 28 декабря 2010 года лишь для ограниченного числа компаний на упрощенке, имеет все признаки дискриминации. А это, согласно ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 19 и ст. 39 Конституции, является недопустимым.

За основу анализа аудиторы взяли требования ст. 39 Конституции о гарантиях соцобеспечения, а также 165-ФЗ об обязательном соцстраховании. На основании ст. 8 последнего тарифы страховых взносов на ОСС устанавливаются федеральным законом. Их дифференциация осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков или возможностей исполнения страховых обязательств. Закон же от декабря 2010 года установил возможность применения пониженных тарифов для организаций и предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности. Установление пониженных тарифов лишь для ограниченного круга лиц, применя­ющих упрощенку, а не для всех компаний, работа­ющих на упрощенной системе, ставит субъекты малого бизнеса в неравное положение.

«Действия, предпринимаемые нашими законодателями по поддержке малого бизнеса, можно прокомментировать как «одной рукой дают, другой забирают». С одной стороны — программы по поддержке малого бизнеса, а с другой — повышение налогового бремени. Чтобы полностью выполнить свои социальные обязательства, малым предприятиям порой банально не хватает средств», — поясняет председатель совета директоров МКПЦН Наталья Малофеева.

Директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк согласен с выводами коллег, но говорит, что нежелание распространять льготы на всех упрощенцев со стороны Минфина тоже можно понять. «С другой стороны, большинство упрощенцев уже отреагировали на повышение тарифов частичным уходом в тень. И выманить их оттуда без понижения тарифов страховых взносов нереально», — уверен он. К тому же увеличение нагрузки на малый и средний бизнес ставит дополнительные палки в колеса переходу от сырьевой модели экономики к инновационной.

Юрист АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Белов не считает пониженные тарифы для определенных компаний признаком дискриминации. «Дискриминационными могут быть признаны ставки, дифференцированные для предприятий различных организационно-правовых форм, форм собственности и иных подобных оснований. Однако КС отмечал, что установление дифференцированных ставок в зависимости от вида экономической деятельности не является дискриминационным. Кроме того, установление более льготного режима налогообложения для налогоплательщиков, занимающихся отдельными видами экономиче­ской деятельности, лежит в основе спецрежима в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности», — аргументирует он.

Эксперты МКПЦН приводят иные аргументы. КС установил принцип равного налогового бремени для определенного круга лиц. «Согласно позиции КС не допускается установления в сфере налоговых отношений дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и иных носящих дискриминационный характер оснований», — парируют они.

Дифференцированная ставка взносов концептуально неверна, уверен президент «Деловой России» Александр Галушка. «То, что назвали страховыми взносами, имеет все признаки налога», — говорит он. По сути страховые взносы носят индивидуальный характер и формируют индивидуальные права граждан. Однако в действительности получается, что при разных тарифах взносов права у граждан одинаковые. Получается, что те, кто платит повышенную ставку, формируют пенсионные права тех, кто платит пониженную.

В качестве примера г-н Галушка приводит ситуацию, когда за работников металлургического завода платят 34%, а за сотрудников СМИ — 14%. Однако при разных отчислениях пенсия в итоге и у первых, и у вторых будет примерно одинакова.

Вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин считает, что корень проблемы лежит в принципах формирования пенсионной системы. «Ныне действующая не имеет будущего. Дефицит пенсионной системы все равно будет, даже при 34%», — говорит он.

Эксперты МКПЦН не исключают, что в дальнейшем опосредовано обратятся в КС с запросом о проверке нормативного акта и попытаются обжаловать «льготное решение». Обжалование в КС норм закона, устанавливающих такие ставки, скорее всего бесперспективно, уверен Иван Белов.


Источник : РБК daily