ВАС посоветовал приставам не усердствовать с арестом счетов компаний

Судебным приставам теперь придется аккуратнее пользоваться своим правом на арест имущества должника в ходе исполнительного производ­ства. Вчера Высший арбитражный суд признал, что арест средств на счетах в банке чинит препятствия для добровольного погашения компаниями имеющихся долгов. Положительный вывод высшей судебной инстанции определенно на руку бизнесменам. Однако юристы считают, что такое решение может дать недобросовестным предпринимателям дополнительную возможность вывести средства из задолжавшего предприятия.

О правомерности действий судебного пристава, препят­ствующего добровольному погашению накопившегося долга, в суд заявила компания «Строй̆ Бизнес». Задолжав компании «Южный инженерный центр энергетики», проектирующей энергосети, около 1,3 млн руб., предприниматели не смогли погасить долг в досудебном порядке. Арбитражный суд Белгородской области признал наличие долга и выдал исполнительный лист. В ходе исполнительного производства судебный пристав предоставил срок для добровольной оплаты долга, параллельно наложив арест на денежные средства, находящиеся в банке ВТБ.

Действия пристава не позволили бизнесменам погасить задолженность в установленный срок для добровольного исполнения. В результате был взыскан исполнительский сбор в размере 89 тыс. руб. Компания «Строй Бизнес» не согласилась с дополнительными тратами и оспорила действия пристава в суде. Все судебные инстанции согласились с доводами предпринимателей, указав на то, что пристав, применив меры принудительного исполнения до истечения срока на исполнение добровольное, фактически лишил компанию возможности исполнить требования по собственному желанию.

Юрист МКА «Николаев и парт­неры» Василий Моисеев считает, что пристав вправе наложить арест на счет только в пределах суммы долга. «Суммы на счетах, как правило, больше, чем долг, и компания может добровольно погасить долг. Если счет не арестовать, то деньги можно вывести разными способами, в том числе и заключив договоры на всю сумму, имеющуюся в распоряжении компании», — заключает г-н Моисеев.

Напротив, управляющий парт­нер юридической фирмы «Левант и партнеры» Валерий Нарежный подчеркивает, что арест — это прежде всего мера принуждения. «Пристав поступил неправомерно, наложив арест на банковский счет до истечения срока на добровольное исполнение. Хотя по действующему законодательству арест всего счета вне зависимости от находящейся на нем суммы допустим», — заключает г-н Нарежный.


Источник : РБК daily