Луну с неба попросила ФНС достать «РЕСО-Гарантию»

Межрегиональная инспекция ФНС России №9 (ИФНС №9) выставила к исполнению решение, по которому страховая компания «РЕСО-Гарантия» должна будет выплатить после 22 сентября налоговую недоимку на сумму свыше 577 млн. руб.

В «РЕСО-Гарантии» говорят, что налоговики проигнорировали возражения компании по формальным и очень странным причинам. В компании готовят исковое заявление в арбитражный суд, чтобы оспорить претензии налоговиков.

Основными акционерами компании «РЕСО-Гарантия» являются братья Николай и Сергей Саркисовы и французская страховая группы АХА. По итогам шести месяцев 2008 года компания со­брала 16,4 млрд. руб. премии, выплатив 6,8 млрд. руб. возмещений. Чистая прибыль страховщика за первые шесть месяцев составила 1,1 млрд. руб.

Налоговики не приняли возражения страховщика, отправленные еще в августе, и уже выслала компании свое решение, по которому налоговая служба хочет получить свыше 577 млн. рублей, которые доначислила в ходе проверки за 2004-2005 годы. Гендиректор «РЕСО-Гарантии» Дмитрий Раковщик подтвердил как сам факт получения компанией решения налоговиков, так и сумму налоговой недоимки в размере 577 млн. рублей.

По словам г-на Раковщика, страховщик выслал налоговикам свои возражения в начале августа. Они касались претензий, которые налоговое ведом­ство выставило по договорам прямого страхования, перестрахования, а также подвергнув сомнению законность выплат комиссий агентам и брокерам при пролонгации заключенных ранее полисов. «У налоговой службы очень странные аргументы, — говорит Дмитрий Раковщик. — Например, от нас потребовали заключение аттестованного актуария, хотя в России и сейчас таких нет, а на период 2004-2005 года закон этого не требовал, и, мало того, такой нормы не было в законе». По его словам, компания готова в судебном порядке оспаривать данное решение. «Сейчас уже готовится иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области», — заявил г-н Раковщик. Получить комментарий в Межрегиональной инспекции ФНС №9 в пятницу не удалось: глава инспекции Марина Янкина, по словам ее секретаря, уехала в отпуск.

Адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Китсинг отмечает, что если налоговая посчитала, что возражения компании не были обоснованными, то «РЕСО-Гарантии» лучше сразу идти в суд вплоть до последней инстанции. «Арбитраж не раз доказывал, что решение налоговой инспекции и ее руководителей не является истиной в последней инстанции, — говорит г-н Китсинг. — Даже если суды первой и второй инстанции встают на сторону ФНС, то Высший арбитражный суд часто занимает позицию налого­плательщика».

Стоит отметить, что удачным примером для «РЕСО-Гарантии» могут служить претензии, предъявленные все той же ИФНС №9 к другой извест­ной страховой компании РОСНО. Прошлой зимой также после проверки ИФНС №9 доначислила РОСНО около 100 млн. рублей налогов. Но 3 июня этого года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение в первой инстанции, по которому признал претензии к РОСНО, но уже только в размере 70 тыс. рублей.

«Мы проводим проверку компании с 2002 года, выдавали ей заключение по российским стандартам и были удовлетворены тем, как ведется работа в «РЕСО-Гарантии», — рассказывает руководитель аудиторского отдела компании Grant Thornton Валерий Лапов. — Не думаю, что мы, как аудиторы, могли пропустить что-то, что привело бы к подобным последствиям». Г-н Лапов говорит, что ему непонятно, зачем выставлять требования по наличию аттестованного актуария: «До сих пор не существует законодательно установленных правил аттестации, нет квалификационных комиссий — получить аттестат актуария просто невозможно».

«Странно, что они луну с неба не попросили достать, — говорит депутат Госдумы, глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. — По меньшей мере безграмотно требовать заключения аттестованного актуария. В стране таковых просто не существует». С ним согласен и первый вице-президент ХК «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров: «С учетом того, что закона об актуариях до сих пор нет, это вызывает вопросы. А этот закон давно очень нужен и страховщикам, и всем остальным. Суды между страховщиками и налоговыми органами довольно часты, но у налоговиков нет достаточного числа специалистов, разбирающихся в нюансах страхового законодательства, расчетов тарифов, резервов. Особенно проблемы с этим за пределами Москвы».

Гендиректора «КапиталЪ Страхование» Олега Тишкина также удивило требование об аттестованном актуарии, поскольку оно возникло менее двух лет назад и «мы только идем к этому». По его мнению, скорее всего у налоговой инспекции есть свой план, который они должны выполнять любым путем, для чего, видимо, все средства хороши.

«Дело в том, что налоговая работает по своим инструкциям, которые она обязана исполнять. Даже тогда, когда они противоречат закону, как в случае с отсутствием заключения аттестованного актуария, — говорит гендиректор аудиторской компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. — Ситуация не столь однозначна, как ее пытается представить налоговая инспекция, и мне кажется, что она поспешила». Вероятность того, что «РЕСО-Гарантия» сможет отстоять свои позиции, чрезвычайно высока. Владимир Китсинг из «Князев и партнеры» добавляет, что «у налоговой есть указания Минфина идти в судах до конца, даже если дело является заведомо проигрышным».

Как пояснила замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, закона об актуарной деятельности пока нет: «Мы еще его разрабатываем».

«Чем крупнее страховщик, тем больше к нему обычно возникает вопросов со стороны налоговой, хотя реальных нарушений обычно гораздо больше у небольших компаний, — добавляет Олег Тишкин. — Тем более что недавно «РЕСО-Гарантия» заключила сделку с французской АХА, а иностранцы вряд ли бы стали покупать компанию, не проверив ее досконально. Эта сделка не могла не вызывать интереса со стороны, в том числе и у налоговой».


Источник : Коммерсантъ