«Дебиторку» освободили от безнадежных взысканий

Для признания дебиторской задолженности безнадежной достаточно самого факта истечения срока исковой давности. Причем включить такие убытки во внереализационные расходы фирма может независимо от того, принимала она меры по взысканию денег или терпеливо ждала у моря погоды. Такой вывод следует из постановления ФАС Поволжского округа от 22 июля 2008 года по делу № А55-1309/08.

Тольяттинские налоговики, доначислившие фирме за подобное бездействие налог на прибыль, пени и штраф, по всей видимости, были твердо уверены в обратном. По крайней мере, в ходе арбитражного разбирательства они на полном серьезе мотивировали свое решение тем, что раз налогоплательщик ничего не сделал, чтобы взыскать задолженность с двух своих партнеров, то это следует квалифицировать как прощение долга, а убытки от списания прощенных долгов базу по налогу на прибыль не уменьшают. К тому же, продолжали упорствовать инспекторы, данную задолженность нельзя признать безнадежной ввиду отсутствия акта государственного органа о прекращении обязательства или ликвидации данных организаций.

Такая позиция прямо-таки изумила арбитров. Во-первых, возразили они, в соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса истечение установленного срока исковой давности по долгам является самостоятельным основанием для признания их нереальными ко взысканию. Кроме того, судьи посоветовали тольяттинским инспекторам не пренебрегать изучением документации, изданной собственным руководством, напомнив, что в своих письмах ФНС и Минфин неоднократно разъясняли, что безнадежную «дебиторку» налогоплательщик вправе списать вне зависимости от того, принимались ли меры по ее взысканию. Исходя из этого, арбитры отменили санкции налоговиков.


Источник : ФАФИ