Аутплейсмент — увольняем красиво

Увольнение – это всегда тяжело. Причем не только для сотрудника, но и для компании тоже. Задумайтесь, какие неприятные последствия ее ждут в случае некорректного увольнения: шантаж, распространение данных конкурентам, увод членов команды и так далее. Затаивший обиду на босса человек способен на многое.

Владимир Якуба, бизнес тренер, владелец кадрового агентства Tom Hunt, ведущий программы «Кадры решают», рассказывает, как правильно уволить сотрудника.

«Что такое аутплейсмент?

Говоря простым языком, аутплейсмент – это содействие уволенному сотруднику в поиске работы. Сюда относятся лекции и рекомендации специалистов, помощь в составлении резюме, продвижение на рынке кадров и тому подобные действия. Такое содействие оказывается, если человек попал под сокращение, ликвидируется предприятие или происходит изменение структуры компании. Но если человек уходит потому, что не справляется с обязанностями, на него такая помощь не распространяется.

В Великобритании содействие сотрудникам, которых нужно уволить, предлагают около 90% компаний. В России о нем знают с 1998 года, при этом пока оно применяется нечасто, хотя крупные предприятия уже перенимают западный опыт.

Например, одна московская организация, функционирующая в сфере пищевой промышленности, несколько лет назад «аутплейснула» 80 человек. У каждого из них был 20-летний (или более) опыт работы, поэтому уволить их стандартным способом означало рискнуть репутацией. К счастью, благодаря консультациям и психологической поддержке, спустя 2 месяца 70% из этой группы нашли новое место и остались довольны. 

Виды аутплейсмента: как увольнять специалистов среднего и высшего звена

«Аутплейсить» людей можно открыто и тайно.

Открытый аутплейсмент – это когда человеку сообщают об увольнении и всячески помогают с трудоустройством. Рекомендую его использовать, если нужно отстранить от работы сотрудника среднего звена.

Закрытый аутплейсмент не подразумевает уведомление сотрудника о том, что его собираются увольнять. Обычно процесс происходит так: руководитель компании звонит в кадровое агентство, сообщает информацию о человеке, которого нужно уволить. Специалисты агентства подбирают несколько заманчивых предложений, звонят «объекту» и предлагают сходить на пару собеседований. Советую таким способом «аутплейсить» топовых сотрудников. Такие люди могут нанести много вреда компании или «слить» информацию конкурентам, так что здесь надо действовать осторожнее. А так, как говорится, и овцы целы, и волки сыты. То есть работник ушел, как и было нужно, притом еще и довольный.

Ко мне, как к хэдхантеру, периодически обращаются с просьбой переманить сотрудника, которого рискованно увольнять. И я хочу сказать, что, хоть для России аутплейсмент пока непривычный, число подобных заявок постепенно растет. Возможно, в ближайшие 5 лет мы станем более этичными по отношению к увольнениям хороших работников».