Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Елена Витчак, HR, эксперт в области общего менеджмента и управления человеческим капиталом, делает свои прогнозы на тему формирования зарплат.
— Ну что ж, декабрь – прекрасное время для специалистов по персоналу. В приличных компаниях бюджеты уже сформированы, утверждены и отпечатаны «в граните». Все обсуждения закончены, и предположительно назначены даты Советов Директоров, утверждающих стратегии и бюджеты на следующий год.
HR очень трепетно относятся к своим бюджетам, все соответствует рынку труда, отрасли, грейдам (если таковые есть).
В дискуссиях на форумах и сайтах я видела массу вопросов о том, как бюджетировать ФОТ, какие повышения по заработной плате закладывать, как их рассчитывать.
В моем опыте я видела две модели бюджетирования самой интересующей всех статьи – «Фонд оплаты труда» (я сейчас только про заработную плату).
Первый подход предполагает очень правильный прогноз, построенный на результатах:
Оценочных мероприятий и предложений линейных руководителей;
Изменении должностей (кто и когда планируется к продвижению);
Плановых предложений самих HR (не только для своего подразделения, но и для других подразделений).
Этот подход хорошо работает в компаниях, где хорошо выстроены процессы по управлению людьми.
Второй подход более простой на этапе бюджетирования и более сложный в течение года.
Руководитель Компании вместе с HR и Финансистами (а иногда и без HR) примерно определяют процент повышения статьи ФОТ от инфляции до какой-то цифры (10-20%) и ставят ее в бюджет без всякого согласования с руководителями подразделений. Сложности начинаются далее, так как всегда появляются нежданный найм на более высокие зарплаты, чем в штатном расписании, неожиданные назначения, внеплановые продвижения.
Причем «выбивание» повышения заработных плат сильно зависит от активности линейного менеджера. Есть руководители, которые успевают добежать до шефа и согласовать повышение своему (конечно, самому важному) подразделению гораздо раньше, чем остальные «иждивенцы и бездельники» проснутся.
В целом, оба подхода имеют место в российских компаниях разного размера и уровня развития организационной культуры. Я душой за первый, не люблю хаос в зарплатах.
Но я хотела написать про другие прогнозы, про которые HR нужно помнить. Речь пойдет о ТОП-менеджерах и руководителях прямого подчинения.
Почему? Потому что очень часто HR придерживаются мнения, что уровень заработных плат заместителей, вице-президентов, руководителей уровня CEO-1 – это не их вопрос.
Типа «нас не касается, руководители сами разберутся».
На практике – не разбираются. И это большая проблема. Порядочные и профессиональные менеджеры редко сами поднимают вопрос об увеличении своей заработной платы, они искренне верят, что руководитель сам оценит и вспомнит, что пора пересматривать заработную плату.
Топ-менеджеры категории «прохиндеи», которые нередко назначены на такие позиции (да простят меня все читатели) успевают решить эти вопросы с руководителем и начинают формироваться «ножницы по зарплатам», которые к нам, HR, прилетают в качестве поручений «оформить».
Руководители высшего звена к тому же редко участвуют в оценочных процедурах, поэтому у HR нет фактической аналитики и материала для оценки их эффективности.
Вы думаете, что первое лицо держит всю информацию по зарплатам в голове и помнит, у кого сколько? Если у него не два подчиненных, то точно не держит и не помнит.
Вот такой анализ ситуации. Какие предложения, спросите вы?
Несколько советов на этапе прогнозов статьи «Фонд оплаты труда»:
Не забывайте, что уровень CEO-1 это ключевые внутренние заказчики для HR.
Подготовьте для руководителя аналитику по заработным платам первой линейки (этот формат должен обязательно содержать данные по зарплатам, данные до годовому доходу (это важно), дату приема, а также дату последнего изменения заработной платы). Если получится добавить к этому данные рынка труда, будет еще лучше.
В этой табличке оставьте пустую колонку – «предложение» – не надо самим давать предложения, оставьте это удовольствие руководителю, пусть он подумает и даст предложения по своей ключевой команде.
Не отправляйте эти данные по электронной почте, это тот редкий случай, когда лучше подняться из кресла и положить листок бумаги на стол руководителя.
Если размер увеличения получается излишним вернитесь к обсуждению еще раз, цифры можно распределить по году (например, кому-то в январе, а остальным в августе).
Получили информацию? Смело планируйте в бюджете! Я бы также рекомендовала вынести эти данные одной цифрой в «Фонд руководителя», чтобы для остальных не было соблазна комментировать источники повышения и размеры индивидуальных пересмотров. Вопрос этот крайне важный и чувствительный.
И точно вам скажу, ваши линейные руководители будут вам очень благодарны за заботу. Только не путайте дружбу и рабочие отношения. Всем хорошего декабря.