Кодекс работодателя

Согласятся ли власти на смягчение трудового кодекса ради бизнеса?

В последнее время все чаще можно услышать предложения о смягчении Трудового кодекса в пользу работодателей. Какие цели у таких мер и чем они помогут компаниям? На эти и другие вопросы Марина Скудутис попросила ответить Максима Гладких-Родионова, генерального директора аудиторской компании «Уверенность».

В своей недавней статье для «Ведомостей» министр экономического развития Алексей Улюкаев сказал, что нужно повышать гибкость трудового законодательства: расширять практику заключения срочных трудовых договоров, упрощать процедуры увольнения, в том числе по инициативе работодателя. Какие цели у таких мер?

Сложно не согласиться с г-ном Улюкаевым в том, что трудовое законодательство в России действительно нуждается в изменениях, направленных, если можно так выразиться, на установление баланса прав и обязанностей работника и работодателя. Необходимо понимать: то, что имело место в «тучные» годы, не всегда возможно в нынешней ситуации, особенно если речь идет о малом бизнесе.

Для выживания компаниям приходится прибегать к решительным и быстрым действиям, в том числе, как это ни прискорбно, и к сокращению персонала. Сейчас такие меры связаны со значительными издержками, которые работодатель зачастую не может себе позволить. Чрезмерная «защита» прав и интересов сотрудников вредит и им самим, как бы странно это ни звучало. Говоря простым языком, фактическая невозможность уволить работника заставляет компании прибегать к различным ухищрениям – здесь и работа «без оформления», и установление такой системы оплаты труда, при которой оклад представляет собой весьма незначительную величину, а основная часть заработной платы выдается в виде различных премий (лишая сотрудника премии, работодатель «выдавливает» тех, с кем не хочет больше продолжать сотрудничество), и тому подобное.

Работодатель практически лишен возможности легального найма персонала на определенный срок, для выполнения какого-либо проекта, ведь использование, допустим, договора подряда не дает компании права требовать от работника соблюдения трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка. При этом сотрудник лишается возможности взять больничный, сходить в отпуск и так далее.

Получается, «бумажная» защита прав трудящихся, с одной стороны, вредит и работодателю, и работнику, а с другой – поощряет тех, кто попросту использует закон для получения личной выгоды, заставляя компании выплачивать подчас несоразмерные отступные, ведь уволить нерадивого, ленивого, не соответствующего занимаемой должности сотрудника практически невозможно. В свою очередь, те ухищрения работодателей, о которых шла речь выше, порождают атмосферу взаимного недоверия, нервозности, в которой невозможна продуктивная и эффективная работа в коллективе. Таким образом, целью данных мер, думаю, является как предоставление возможности компаниям эффективнее управлять издержками, так и оздоровление взаимоотношений работника и работодателя, установление более справедливого баланса интересов.

Работодателям эти меры помогут? Если да, то в чем?

Несомненно, подобные меры способны помочь работодателям. Возможность расстаться с теми сотрудниками, которые не приносят пользы компании – важное обстоятельство, помогающее организации работать более эффективно, а в ряде случаев и просто выжить. Более того, возможность быстро не только увольнять, но и нанимать персонал позволит предприятиям своевременно реагировать на изменения экономической ситуации.

Реально ли, что сейчас власти пойдут на смягчение ТК РФ в пользу работодателей?

К сожалению, вряд ли можно рассчитывать на то, что власти пойдут на значительные изменения в трудовом законодательстве. Скорее всего, слова г-на Улюкаева так и останутся просто словами. Ведь противники таких мер наверняка приведут здесь некий пример, положим, о молодой женщине, которая, забеременев, не может трудиться с прежней отдачей, и, при отсутствии ограничений, установленных законом, циничный работодатель сразу же выгонит ее на улицу. Но если отбросить в сторону эмоции и рассуждать здраво, то поддержка этой будущей мамы, в общем-то, задача государства. А задача бизнеса – работать с полной отдачей, получать прибыль, платить установленные законом налоги, в том числе и для того, чтобы государство имело возможность обеспечить этой женщине достойную помощь.

Давняя инициатива

О смягчении Трудового кодекса говорил еще в 2011 году бизнесмен Михаил Прохоров. Получается, инициатива давняя? А почему же пока она не реализована, какие препятствия к этому?

Такие инициативы, несмотря на их несомненную пользу, не могут быть реализованы в нашей стране. Думаю, причин здесь несколько. Во-первых, многими это будет преподноситься, как отказ власти от заботы о людях труда; во-вторых, сейчас такие меры вызовут рост безработицы (вернее, выявление масштабов скрытой безработицы и, соответственно, ухудшение статистических показателей); в-третьих, с этими новыми официальными безработными придется что-то делать – переквалифицировать, обучать, трудоустраивать, а на это нужны не только деньги, но и отлаженная работоспособная система, которой нет. Дополнительно к этому можно сказать, что часть, к примеру, депутатов Государственной Думы, основываясь на собственном опыте, считает, что расходы на оплату труда не являются существенной статьей расходов для предприятия. И в ряде отраслей, таких как строительство, это действительно так. Однако если наша страна ставит перед собой задачи развития экономики знаний, то необходимо понимать, что здесь расходы на персонал становятся чуть ли не основной, весьма существенной статьей расходов. К сожалению, пока понимания этого у властей нет.

Г-н Прохоров еще тогда говорил, что упрощение процедуры сокращения штата поможет компаниям преодолеть кризис. Получается, что и сейчас эта мера актуальна? Поможет преодолеть кризис?

Г-н Прохоров был совершенно прав. Возможность быстро и без чрезмерных издержек проводить сокращение штата дает компаниям в кризис шанс сохранить свое присутствие на рынке, преодолеть кризисные явления, а значит, с точки зрения государственных интересов, сохранить часть рабочих мест и продолжать платить налоги. Более того, низкая производительность труда в нашей стране является серьезным тормозом экономического роста. А повышение ее производительности при неизменном или снижающемся спросе всегда приводит к сокращению персонала. Перед компаниями в кризис стоит жизненно важная задача сокращения издержек. И государство, если оно имеет целью развитие экономики, должно создавать условия, при которых такое снижение возможно. Но пока издержки бизнеса лишь растут год от года.

Федерация независимых профсоюзов России высказалась против предложения Прохорова. В ФНПР посчитали, что ТК РФ хоть и «не устраивает никого», но это результат договоренностей, из которых работодатели решили выйти. О каких договоренностях идет речь?

Мне трудно судить, что именно имели в виду представители ФНПР, но, думаю, речь шла о следующем. Весь ТК представляет собой продукт неких договоренностей между государством (выступающим в роли арбитра), работодателями и сотрудниками (в лице тех же профсоюзов). Однако времена меняются, и прежние договоренности в новых условиях хозяйствования становятся зачастую невыполнимыми. Де-факто они уже не выполняются. Позиция ФНПР ярко иллюстрирует ту самую «бумажную» заботу о людях, когда истинное положение работников волнует функционеров куда меньше, чем их роль непримиримых и принципиальных борцов за права трудящихся. Ведь если, допустим, предприятие закроется, не имея возможности сократить часть персонала, то работу потеряют все, кто в этой компании трудится, не так ли? И здесь бессмысленно говорить о компенсациях, установленных ТК для сокращаемых сотрудников – если денег нет, никакие договоренности не помогут. Тем более если говорить о малых предприятиях, переживающих сейчас тяжелейший период. Думаю, настало время, когда все стороны трудовых отношений должны пересмотреть существующие договоренности, сделать их более справедливыми, отвечающими интересам всех сторон. Ведь на самом деле не существует никаких не преодолимых противоречий – и сотрудник, и работодатель заинтересованы в одном и том же – стабильной работе предприятия, приносящей достаточный доход. И только усилиями обеих сторон удастся этого добиться.

Тенденция в России и мире

Ежемесячно появляются новости то об увеличении трудовых споров, то о росте задолженности по зарплате. Может быть это предложение позволит сократить количество проблем, ведь если платить нечем, а уволить нельзя, от этого в проигрыше остаются и компания и сотрудник?

Да, растет количество трудовых споров, увеличивается и задолженность по заработной плате, все больше возбуждается дел в отношении руководителей предприятий-должников. Все это – следствие как раз нежелания взглянуть правде в глаза. Конечно, неправильно было бы говорить о том, что все работодатели, допускающие задержки выплаты зарплаты, кристально честны и поголовно находятся в таком положении, когда платить работникам попросту нечем. Но ведь законом у нас установлена ответственность именно за факт неисполнения обязательства по выплате заработной платы, вне зависимости от причин. И вот пример из практики. Компания выполняла муниципальный заказ. Работы были завершены и сданы в срок, без претензий к их качеству и объему. Однако заказчик в срок не рассчитался с исполнителем. В результате компания не смогла выполнить свои обязательства, в том числе и по выплате заработной платы. Получается, одной рукой государство (в лице муниципалитета), провоцирует правонарушение, а другой (в лице правоохранительных органов) – карает за него. Нередки и случаи, когда предприятие действительно не может выплачивать зарплату. Нет денег и на выплаты компенсаций сокращаемым работникам. В результате время идет, сотрудники рассчитывают на получение денег, предприятие все глубже увязает в долгах, потом приходят правоохранители – и предприятие заканчивает свое существование. При этом в ряде случаев работники вряд ли могут рассчитывать на то, что компания погасит задолженность по зарплате, да и сама перспектива сохранить работу становится туманной. И если бы работодатель имел возможность в безвыходной ситуации сократить персонал, это было бы честнее по отношению к самим сотрудникам.

Какова тенденция в мире (смягчается ли законодательство в этом вопросе или наоборот ужесточается)?

Совсем недавно во Франции правительство объявило о начале масштабной либерализации трудового законодательства (упрощение процедур увольнения и найма, снижение норм оплаты за сверхурочную работу, снижение размеров компенсации при увольнении, превалирование норм коллективного трудового договора над нормами законодательства о труде), что вызвало протесты и забастовки. Вообще, по зарегулированности и забюрократизированности трудовых правоотношений, декларируемой защите прав трудящихся, Россия и Франция весьма близки. Схожи и последствия этих явлений, прежде всего – достаточно высокий уровень безработицы, значительные размеры социальных взносов, взимаемых с работодателей, низкие показатели экономического роста. А вот в соседней с Францией Германии, где смягчение трудового закона произошло уже достаточно давно, уровень безработицы – самый низкий в Европе. При этом стоит отметить, что в странах Евросоюза растет уровень неполной занятости населения. И в ряде случаев заработная плата таких работников оказывается меньше социального пособия по безработице, что и вызывает протест – работать придется больше, а получать – меньше. Но другого пути нет – размер вознаграждения за труд должен соответствовать производительности этого труда, в противном случае задача экономического роста не может быть решена. А без этого не справиться и с проблемой безработицы. Таким образом, можно говорить о том, что либерализация трудовых правоотношений неизбежна.